Лето - сезон отпусков. Время запасаться энергией и впечатлениями на весь будущий год где-нибудь на берегу моря или в туристической поездке. Однако порой с туристами приключаются неприятности, кои описаны крылатой фразой: хотели как лучше - получилось как у Черномырдина.
Самые распространенные ошибки туристов выяснял корреспондент "АиФ. Белгород".
Ошибка первая
Документы - на стол
Суть проблемы:
Правовая грамотность масс у нас, увы, находится на весьма низком уровне. Приходите вы, к примеру, в фирму, приобретаете путевку в Крым, приезжаете на место, а там вместо обещанного одноместного номера со шведским столом вас ожидает частный сектор со скудными завтраками, да к тому же в получасе ходьбы до моря.
Вы, конечно, приедете домой и решите предъявить фирме претензии. Возможно, даже судом пригрозите. Только вот вопрос: а какие доказательства вы предъявите Фемиде? Путевку? Этого, увы, мало. Скорее всего, перспектив выиграть дело у вас будет мало.
Как избежать ошибки:
- Следует твердо уяснить, что кроме путевки фирма должна выдать вам пакет документов и заключить договор об оказании услуг с обстоятельным описанием всех условий, - отмечает директор одной из турфирм Белгорода Владимир Шафоростов. - Нужно меньше слушать менеджера и внимательнее читать условия, чтобы потом не доплачивать за экскурсию. Мы, например, указываем, что фирма не несет ответственности за сервис автоперевозчика и действия таможенных органов.
Ну, а столкнувшись с разительным несоответствием качества услуг в договоре и на практике, следует запастись доказательствами. Исполнительный директор Белгородского регионального отделения Всероссийской лиги защитников потребителей Николай Морозов рекомендует сфотографировать номер, где вы остановились, сохранить квитанции о входе на платный пляж (если обещали бесплатный), взять у администратора справку, подтверждающую, что воду в номер дают только на два часа в сутки и т. п. Не случайно фирмы часто указывают в договорах: "Претензия должна быть подтверждена доказательствами".
Да, еще одно немаловажное обстоятельство. По закону предъявить претензии вы можете в течение 20 дней с момента окончания действия договора - в письменной форме. Так что по возвращении из отпуска откладывать дело в долгий ящик не стоит...
Ошибка вторая
Экономия должна быть продуманной
Суть проблемы:
Сэкономить хочется всегда и всем - это аксиома. А некоторые фирмы-однодневки как раз живут за счет любителей халявы. Продали путевку - а потом хоть трава не расти. Сколько турфирм зарегистрировано на Белгородчине, досконально не сможет сказать никто - ни Роспотребнадзор, ни департамент экономического развития, ни налоговые органы. Ибо далеко не всегда эти самые фирмы регистрируются. Владеет, к примеру, человек агентством недвижимости или конторой по трудоустройству, а параллельно еще и путевками приторговывает.
Еще проще поступают водители автобусов - дают объявления в газетах: "В Судак (Феодосию, Ялту, Адлер - нужное подчеркнуть) - всего за 1300 рублей". Довозят до места - и до свидания. А туристы потом бегают по побережью с чемоданами, ищут частный сектор...
Как избежать ошибки:
Конечно, лучше всего иметь дело с фирмой, которая уже зарекомендовала себя на рынке услуг. Им обманывать людей невыгодно: репутация - это тоже капитал. По первому требованию вам должны предоставить лицензию и даже сделать ксерокопию, если у вас возникнет такое желание. И, конечно, не следует зариться на "почти бесплатный сыр".
- Люди часто не понимают, что есть некий лимит цены, ниже которого нельзя опуститься без ущерба для качества услуги, - комментирует ситуацию директор одной из турфирм Белгорода Евгений Башвинов. - Не может бутылка водки стоить 20 рублей. И в Турции за 150 долларов отдохнуть невозможно...
Ошибка третья
Страховка необходима?
Суть проблемы:
Реальная история человека, обратившегося за помощью в Лигу защитников потребителей. Купил он в фирме путевку, согласно которой ему должны были показать красоты европейских столиц. А потом возникла проблема с оформлением визы - не понравился он почему-то консульству. Человек - в фирму: верните деньги, мол. А ему в ответ: на каком таком основании? Мы все свои условия выполняем, уже и автобус на вас заказали, и номер в отеле забронировали - чья вина, что в страны Шенгенского соглашения вам путь заказан? "А на кой мне сдался ваш сверхкомфортный автобус и пятизвёздочный отель, если я этими благами воспользоваться не могу?" - возмутился товарищ.
Увы, по закону ни турагент, ни туроператор не несут ответственности за невыдачу визы...
Как избежать ошибки:
По закону фирма обязана застраховать клиента на случай необходимости оказания медицинской помощи в чужой стране (к Крыму, кстати, это не относится - по договоренности с украинской стороной на территории Украины неотложную помощь должны оказать любому россиянину - без всякой страховки). Но вот остальные виды страхования остаются на усмотрение туриста. Скажем, можно застраховаться от риска неполучения визы или иных рисков, которые могут возникнуть во время путешествия. Стоит ли экономить? Решение остается за клиентом...
Ошибка четвёртая
Туда, не знаю куда
Суть проблемы:
Одна белгородка приобрела путевку в хваленый крымский поселок. Добралась, посмотрела на место, села на чемодан - и заплакала. Условия договора фирма выполнила с точностью до запятой: и номер в пансионате хороший, и питание приличное, и пляж бесплатный. Вот только море оказалось мутным, пляж - грязным, народу - тьма-тьмущая, природа - сплошная степь, а из развлечений - лишь катание на "банане".
- Колхоз какой-то! Вечером и выйти некуда было! - сокрушалась незадачливая туристка.
Кого тут винить? Турфирму? Отнюдь. Разве что собственную неосведомленность. Белгородка, по ее же словам, "что-то слышала краем уха" про поселок, а поискать информацию в СМИ или Интернете, опросить знакомых не удосужилась. Результат - испорченное настроение на весь отпуск.
Как избежать ошибки:
Полагаться не на "сарафанное радио", а на информацию из проверенных источников. Из "Аргументов и фактов", например.