Примерное время чтения: 7 минут
49

Война против всех

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 05/03/2008

Времена, когда люди были вынуждены одеваться одинаково, вести себя одинаково и думать одинаково, вроде бы прошли. На официальном уровне провозглашен курс на либерализацию, а гражданам взамен старого пути сами знаете куда был предложен новый демократический.

Распад СССР привел к постепенному разложению устоявшихся стереотипов о нормах поведения. Многие талантливые люди вышли из андерграунда, получив возможность для творчества и самовыражения: художники, писатели, ученые, музыканты... Теперь, для того чтобы добиться успеха, совсем необязательно соответствовать шаблонному формату. Россия стала быстро перенимать культурный опыт Запада. Особенно сильно это коснулось молодежи, у которой в советское время был довольно-таки ограниченный культурный выбор. Адаптация к новой жизни у кого-то прошла безболезненно, а у кого-то переросла в патологию. Возможно, именно так появилась проблема, о которой пойдет речь далее.

Немного истории. Меняется только антураж

Год 1985-й. Зал ДК, парни в брюках, девушки в макси, фонограмма Modern Talking до 11 вечера, диско. Вариант: подвальные репетиции, девчушка играет на "Ионике", в бумажных конвертах хранятся редкие пластинки с западным роком. Еще один: кемпинг, акустическая гитара, Высоцкий и Ким на пике популярности... Кто-то сидит на скамейке и ловко матерится, выплевывая семечки. У него уже закончились деньги и "Жигулевское", а это значит, что скоро начнется поиск виноватых.

Год 1996-й. Грязный ночной клуб, девушки под кислотой отплясывают электроник-панк под Prodigy, парни успешно освоили пирсинг и татуировки. Вариант: ребята "со двора" читают фристайл возле подъезда, подражая не то Onyx.у, не то Владу Валову. Еще один: тщедушный волосатый интеллигент тащит своей девушке новый альбом "Арии".

И вновь кто-то сидит на скамейке и матерится еще громче, все также выплевывая семечки. У него снова закончились деньги на "Жигулевское", а это значит, что скоро начнется...

Год 2008-й. Вообще бардак... Откуда взялись готы, панки, эльфы, r.n.b-ники, эмокиды, рэперы, растаманы, толкиенисты и анимэшники? Теперь они повсюду, а наш персонаж все там же. Сидит на скамейке, давится злостью... Потом встает, подходит к тебе и говорит: "Э, парень, скока время?". Легко догадаться, что последует. Так же нетрудно определить героя нашей статьи. Это, несомненно, гопник. Вечный страж традиционных ценностей. Носитель устойчивой жизненной философии, передающейся по наследству. Человек, излучающий чистую агрессию, без каких бы то ни было материальных бонусов для себя. Без преувеличения, удивительный феномен нашего государства.

В условиях расщепления коллективистских отношений и появления новых индивидуальных форм жизни гопники чувствуют себя в обществе крайне неуютно. Часто они просто не в состоянии отслеживать изменения и адаптироваться к ним. Тогда они "включают быка".

Только факты. Все, что тебя касается

Сентябрь, 2006 год. В Центр молодежных инициатив пожаловали флагманы отечественной панк-сцены - группа "НАИВ". Задолго до концерта неформалы засели в близлежащем парке. Пили пиво и обсуждали предстоящий концерт. Потом стали петь песни любимой команды. Все проходило очень спокойно, никаких эксцессов. Неожиданно появилась толпа гопников и без предупреждения кинулась в драку. Первым попавшимся досталось крепко. Когда другие неформалы подтянулись на помощь, гопники поняли, что дело плохо, и сбежали. Тут же подоспела милиция и стала отлавливать панков - избитых и целых. За драку.

Март, 2007 год. Кипелов выступал в "Галактике". Гопники были не так активны. Оно и понятно - контингент ценителей творчества Валерия включает людей от 14 до 50 лет. А еще можно нарваться на качков-байкеров или старых металлеров, которые могут поснимать с себя железные цепи и отхлестать ими гопников. Несколько неформалов все-таки получили свою порцию "по мордам", когда серьезные дяди и тети разошлись.

Апрель, 2007 год. Концерт "Короля и Шута" в "Галактике". Место встречи изменить нельзя - близлежащий парк. Гопы караулили там всех, кто входит/выходит/идет на концерт. Итог - несколько избитых и комедия с милицией после концерта: ни одного задержанного гопника, только пьяные панки. Найден новый способ определения "ведьм". Гопник вежливо осведомляется, давно ли закончился концерт. В случае получения ответа, отличного от "понятия не имею", бьет человека или начинает выяснять с ним отношения "с долгосрочными намерениями".

Декабрь, 2007 год. ЦМИ. Концерт группы "Тараканы!". Милиция выводит из зала тех, кто, по ее мнению, пьян. Сравнение оставшихся с задержанными ну никак не в пользу оставшихся. Дальше больше. Гопы заходят внутрь помещения и нагло высматривают жертв. Тем временем на остановке (!) их "коллеги" месят двух обычных людей, которые просто вышли из ЦМИ (их принадлежности к неформалам обнаружено не было). За остановкой вшестером бьют одного лежачего, он закрывается руками - они бьют ногами в затылок. В тот день один из стражей порядка высказался относительно ситуации так: "Знаем, но ничего поделать не можем". Или не желаем ничего делать? Вопрос открыт.

Февраль, 2008 год. "Элизиум" в ЦМИ. Милиция гоняет панков за пьянку перед концертом. Они отсылают сотрудников к гопам, которые разогреваюся по соседству. Счастливый случай - обошлось почти без жертв. Помнится, я тогда обратился за комментариями к милиции, дежурившей внутри ЦМИ. Охранники правопорядка популярно объяснили, что знают о засадах гопников на улице, но им приказано дежурить на своем месте. Создавалось впечатление, что их даже веселят избиения на улице.

Где-то раз в неделю возле клуба "Zenon" гопники караулят ночью подвыпивших клаберов возле входа. "У них денег куча, и мы не прочь у них одолжить немного. Да и вообще мне не нравятся эти п...ы", - поясняет ночной постовой. В этом случае по крайней мере есть ясная мотивация - деньги. Но как быть с остальными?

Уже много лет гопники собираются в кучи и без предупреждения нападают на людей в общественных местах. И нигде эта проблема не затрагивается, а между тем она касается всех. В числе жертв может быть сын любого из вас. Не так важно, неформал он или нет, - под горячую руку попадаются прохожие или зеваки. В обществе существует проблема. Почему получилось так, что одна часть населения чинит насилие над другой без видимых причин? Фактор благосостояния в расчет не принимается: те же самые панки зачастую куда беднее гопников. Значит, корни проблемы психологические.

Специалисты должны заниматься гопниками, чтобы помочь им адаптироваться к жизни. Но пока об этом не может быть и речи.

В ТЕМУ

Гопник (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне - "оборванец", затем также "грабитель") - представитель маргинальной молодежи, ведущей асоциальный образ жизни. Версий о происхождении названия несколько.

Первая версия: в 1920-е годы в Петрограде в гостинице "Октябрьская" (Лиговский проспект) и в гостинице "Европейская" (Михайловская улица) расположилось Городское общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих в городе уличными кражами и мелким грабежом. Их и прозвали гопниками - по аббревиатуре приюта.

По другой версии, до революции 1917 года гопниками сначала называли не уличных хулиганов, а нищих и бродяг. Тогда в России существовали приказы общественного призрения - губернские комитеты, в чьем ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах. Эти люди содержались в специальных домах призрения за счет земских средств. Согласно этой версии, "гопник" происходит от аббревиатуры "ГОП" - городское общество призрения. Также существует версия о происхождении от слова "гоп-стоп" и от еврейского имени Гопник.

В настоящее время гопниками называют малообразованных молодых людей из рабочих семей, склонных к совершению преступлений. Существуют попытки выделить гопников как представителей отдельной субкультуры либо неформального движения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах