После публикации на первой полосе "АиФ-Белгород" в номере 41 от 13 октября 2010 года материала "Выжить фермеру. Личные подворья держатся" в редакцию обратился житель села Волотово Чернянского района Исабек Ашурбеков. Его опыт показывает, что крестьянские хозяйства держатся при поддержке местных властей, а при отсутствии таковой терпят крах.
Странные схемы
- Я по образованию зоотехник, окончил Ростовский сельхозинститут, живу на Белгородчине больше 20 лет, - рассказал он. - В 2006 году по программе приоритетного национального проекта развития АПК, при поддержке департамента АПК Белгородской области мы всей семьёй организовали снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный кооператив(СССПоК) "Клинок". Под гарантию субъекта федерации - Белгородскую область - кооперативу было выделено банком 6 миллионов рублей для выращивания нетелей.
Программа была предусмотрена на 20 месяцев. Кооператив закупил на выделенные деньги 200 голов телят и корма в полном объёме. По схеме, разработанной департаментом АПК области совместно с банком, средства на материальные ресурсы кооператив получил, но использовать не имел права, так как они непременно должны были направляться ему через какое-либо крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). Управление сельского хозяйства Чернянского района предложило в этом качестве КФХ "Виктория", и 11 октября 2007 года средства - а это 2 млн 880 тысяч рублей - были перечислены.
- Однако мой кооператив получил из них только 216 тысяч рублей, а остальное до нас так и не дошло, поскольку уже через полгода это хозяйство было официально признано банкротом! - с возмущением говорит Исабек Ашурбеков. - Мне пришлось столкнуться с бюрократическими препонами, произволом и бездействием местных властей - многочисленные обращения к руководству района не принесли никаких результатов. Мы стояли под номером 3 в списке кредиторов этого хозяйства, и конкурсный управляющий нам сразу объявил: выплата до нас не дойдёт "из-за надоcтаточной конкурсной массы и её оценок"!
Пустующая ферма
Кооператив остался без материальных ресурсов, имея 200 голов скота. Банку каждый месяц нужно было платить процентную ставку за кредит в сумме 50 тыс. рублей, и ежемесячно где-то брать до 140 тыс. рублей на внутрихозяйственные нужды.
- Я не могу найти слов, что мы испытывали за эти месяцы! Мы начали вкладывать в кооператив деньги из принадлежащего мне КХФ "Колок", занимали значительные суммы у родственников, надеясь, что КФХ "Виктория" вернёт нам долг. Ни одна комиссия ни от департамента АПК, ни от банка, которые посещали наш кооператив с проверками, не уезжала с замечаниями в наш адрес - мы слышали только похвалы, что у нас лучшее поголовье телят в районе. А на все финансовые вопросы мы слышали только отговорки.
В течение всего "критического периода" в эти 20 месяцев Исабек Ашурбеков, человек настойчивый и энергичный, стучался во многие двери, писал письма в департамент АПК, в Минсельхоз, председателю Правительства РФ Владимиру Путину и Президенту Дмитрию Медведеву. Предупреждал, что вынужден сокращать поголовье, однако местные чиновники не реагировали. Фермер умудрился даже три раза лично встретиться с губернатором, поймав его возле здания правительства области, так как попасть на приём ни он, ни представители ещё двух кооперативов, у которых была та же ситуация - "Надежда-2" и "Миф", - никак не могли. Губернатор обещал решить вопрос, просил не волноваться и работать. Все волнения действительно закончились, когда по истечении 20 месяцев представители местных властей и банка вывезли с фермы Ашурбекова всё оставшееся поголовье.
Главным условием создания кооператива было наличие животноводческих помещений. Поэтому СССПоК "Клинок" купил у акционерного общества два коровника со всеми условиями содержания, силосные ямы, 800 га пастбищ, построил летний лагерь для крупного рогатого скота. Всё это уже на протяжении 15 месяцев пустует и бездействует.
- Мой кооператив попал в "чёрный список" банков после того, как мы не смогли выплатить кредит, и его за нас заплатила область, - говорит фермер.
Отсылки и отписки
Из Минсельхоза РФ 25 мая 2010 года белгородскому фермеру пришло официальное письмо, в котором говорится, что на имя губернатора поступило указание об организации встречи с председателями всех трёх кооперативов. Такая встреча с начальником департамента агропромышленного комплекса Белгородской области Владимиром Родионовым действительно была организована. В ходе её "были ещё раз рассмотрены и проанализированы вопросы по работе вышеперечисленных кооперативов, оказании возможной помощи для их развития и возврата ими долга бюджету области".
- Мне предложили помощь через фонд поддержки малого предпринимательства, где дают субсидии до 1 млн рублей. Сказали - возьми 160 овец и выращивай, - говорит фермер.- Но ведь впереди зима, а отопление фермы должно соответствовать температуре тела животного - и как я буду отапливать ферму, рассчитанную не на 160, а на полторы тысячи овец? Мне говорят: отдели часть фермы. Но как это сделать, когда там шестиметровые потолки?
Фермер показывает нам документ из департамента АПК Белгородской области за подписью лично начальника департамента Владимира Родионова, в котором говорится, что его хозяйство включено в перечень участников реализации программы развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы. "Для получения кредита Вам необходимо обратиться в любое кредитное учреждение", - словно в насмешку, говорится в этой бумаге. Как будто в департаменте не знают, что хозяйство в банковском "чёрном списке".
22 октября 2010 года аппарат Правительства РФ направил в нашу область письмо, копию которого получил и Исабек Ашурбеков. В нём сказано, что его обращение направлено правительству Белгородской области. Что будет дальше - неизвестно...