Об истории нашего края и о том, нужны ли исторические «новоделы», мы беседуем с известным белгородским учёным – историком, краеведом, писателем, учёным секретарём Белгородского государственного художественного музея Александром Витохиным.
«Земля таит много загадок»
Татьяна Черных, АиФ-Белгород: – Александр Дмитриевич, как вы считаете, какова сейчас ситуация в исторической науке, в археологии нашего края?
– Потрясающие находки исторического периода раннего средневековья есть в нашем крае, это приблизительно V век нашей эры, эпоха великого переселения народов, черняховская полиэтническая культура, в которую входили и праславянские, и позднесарматские племена, и готские, и выходцы из Дакии. На нашей территории были, как правило, поселения с хорошо развитой культурой, с лощёной керамикой, с древнеримскими монетами. Наша область очень богата, но, к сожалению, археология не получила пока ещё должного развития – учёных опережают люди частные, но не очень честные, что ходят с металлоискателями.
– Но Сарапулкин же ведёт раскопки?
–Да, но усилий его одного мало, он один в поле воин, а «чёрные копатели» – это группа людей инициативных, имеющих оборудование и начатки каких–то исторических знаний. К сожалению, наш истфак недостаточно силён, это надо признать. В своё время там работал Александр Григорьевич Дьяченко, мой преподаватель, выдающийся археолог, один из самых крупных историков раннего средневековья не только в регионе, но и во всей стране. Это благодаря ему были сделаны выдающиеся находки в районе Хотмыжска, а также безымянного поселения в районе реки Корень – там было найдено городище, по площади равное средневековой Москве. Так что наш край таит ещё немало сокрытых тайн.
Белгородский кремль
– Если перейти к современности, – как вы относитесь к проекту реконструкции Белгородского кремля на проспекте Славы в качестве развлекательного комплекса и туристического объекта?
– По роду своей деятельности мне доводилось встречаться со многими известными людьми, посещавшими наш город, – с потомком Льва Толстого, Владимиром Толстым, с графом Петром Шереметьевым, с потомком Пушкина, – и все они отмечали ухоженное состояние Белгорода и при этом практически полное отсутствие старинной архитектуры. Только на последствия войны это списывать нельзя; скорее всего, тут сказался определённый нигилизм архитекторов, которые не очень ценили труд своих предшественников. В результате погибло очень много памятников истории и культуры.
Сама идея воссоздания крепости достаточно привлекательна. Но, как всякий новодел, она должна быть максимально приближенной к реально существовавшей. Есть описания белгородских башен, стен, мы даже знаем, что на одной из башен были часы XVII столетия, но не с цифровым, а с буквенным циферблатом. Как будет воплощаться эта идея – ещё неизвестно, но, я считаю, делать всё необходимо только с привлечением специалистов, которые хорошо знают этнографию, культуру, фортификационное дело. Тем более что Белгородский кремль был деревянный, а дерево – недолговечный материал, и памятников деревянного зодчества у нас крайне мало.
– Вопрос по поводу ещё одного новодела, но только в искусстве – проекта «Малой Третьяковки». Нужен ли он Белгороду?
– Знаете, всё новое – это хорошо забытое старое: на заре становления у нас выставочного зала, в начале 80–х годов, была представлена выставка «Шедевры Лувра», любезно предоставленная Надей Леже, известной французской художницей. Для того времени она, конечно, поражала своей актуальностью и вызвала большой интерес. Копии были выполнены на высоком художественном уровне. Но времена изменились, сейчас в Интернете за пять минут можно найти изображение любого произведения искусства. И важно помнить: музей – это не только экспонаты. Музей – это прежде всего коллектив единомышленников, объединённых общей целью, задачей. И здесь важно решить, где будет располагаться та же «Малая Третьяковка» – ведь у нас довольно много учреждений культуры и выставочных площадок при них. Целесообразно ли создавать ещё один коллектив, набирать ещё один штат? Я убеждён: в наше время нужно выделять средства тем организациям, которые уже успешно работают в данном направлении, таким как наш музей. Ведь мы ведём огромную работу: в год у нас проходит свыше
30 выставок. Сейчас с успехом проходит выставка миниатюр из Останкинского музея, и здесь, как всегда, помогают обстоятельства: у них ремонт, и некуда девать коллекцию, а коллекция эта – довольно хрупкий материал, и экспонируется крайне редко. Так что я считаю, что музей должен знакомить с подлинниками – в этом его основное предназначение.
– Какие ещё мероприятия проведёт музей в этом году, который назван Годом культуры?
– Впереди у нас много интересного: будет выставка классического искусства XIX столетия из Твери, из Рязани. Осенью проведём научно–практическую конференцию, посвящённую нашему блестящему земляку, художнику–графику Станиславу Косенкову Мы сейчас больше занимаемся именно выставочной работой, поскольку собирать произведения искусства стало архисложно – они очень дорого стоят на мировом художественном рынке. А выставочная деятельность восполняет эту лакуну. У нас есть чётко сформированная программа «Достояние музеев России – белгородцам», благодаря которой коллекции многих региональных музеев уже побывали на нашей белгородской земле, и впереди ещё немало ярких встреч.