Примерное время чтения: 7 минут
203

Белгородскому музею народной культуры - 15 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Белгород 04/06/2014

– Надежда Ивановна, вы не коренная белгородка – откуда у вас такая любовь именно к культуре Белгородского края?

– Моя родина – Оренбург, я закончила Оренбургский педагогический институт, но почти всю жизнь занимаюсь музейным делом. В институте у нас преподавал археологию сотрудник краеведческого музея, который так увлекательно рассказывал об археологии. Зачёты и экзамены мы сдавали в музее, экспонаты оживали, когда мы узнавали, какая глубина, какая история стоит за этими черепками, – это был для меня настоящий поворот сознания, и мы с подругой Раисой Соколенко однозначно решили, что будем работать только в музее.

После защиты диплома мужа моей подруги перевели в Белгород, и она меня вызвала сюда, поскольку здесь создавался областной краеведческий музей. Это был 1969 год. И знаете, как только я ступила на Белгородскую землю, я в неё сразу влюбилась. Белгород тогда был такой зелёный, красивый! Меня приняли на работу в краеведческий музей, и я сразу поняла: научный работник должен быть фанатом своего дела, быть в постоянном поиске, ведь это история запечатлевается музейными работниками.

Сначала я работала в дореволюционном отделе, затем в отделе истории советского общества – и если по дореволюционной истории области ещё были какие–то экспонаты, то по советскому периоду нам пришлось всё начинать с нуля. Были сплошные командировки по районам, по колхозам, спецхозам, на производство. И знаете, тогда было немного иное отношение к музеям. Наш отдел истории советского общества был как бы отделом   обкома партии. Проходили съезды, партийные конференции – и мы сразу создавали экспозиции, выставки в отделе современности.

– Краеведческий музей тогда располагался в здании собора?

– Да, и музей получился великолепный, экспозиция была выстроена по–новому: мы не пошли по хронологическому принципу, а решили сочетать хронологический и тематический показы, что было тогда новинкой в музейной науке,  и это диктовалось ещё и архитектурой собора. На втором этаже был дореволюционный отдел, а на первом – красный зал, история революции и Гражданской войны, огонь, кровь. Второй зал был в светлых тонах – это построение социализма, надежда на светлое будущее. Затем зал, посвящённый Великой Отечественной войне, символичный черный цвет, фотографии расстрелянных и повешенных фашистами людей, даже витрины были как бы покорёжены. Потом победа, послевоенное время, развитие промышленности, строительство всех наших заводов–гигантов. Когда говорят, что тогда был застой, я всегда возражаю – в Белгородской области никакого застоя не было, она всегда динамично развивалась, и тогда, и сейчас. Нашей области, видимо, так определено – быть ведущей, передовой, потому что всё новое идёт от нас и потом передаётся по всей стране.

Символы в экспозиции

– А как начинался Музей народной культуры?

– Знаете, у меня как–то сразу возник образ главного зала, как я понимаю культуру в целом, – что она глобальна, едина для всех жителей, населяющих земной шар. Разъединяет людей многое, а объединяет только культура. И мы, даже на зная языка, в любом уголке земли, зайдя в музей, понимаем всё без экскурсовода – и художников, и народные промыслы, и древности. Ведь для всех людей важна семья, любовь, для любой нации в основе лежит любовь к родным, к земле, доверие к человеку, любовь к природе, ко всему живому. Это непреходящие ценности.

И главный зал у нас – как символ Вселенной, а в центре то, что объединяет – круг и крест. Круг – это символ земли и символ человеческой жизни от рождения до смерти. А крест – символ очень многозначный, это и вера, церковь, и символ четырёх стихий, без которых нет жизни. Круг и крест в нём, а также восьмиугольник, состоящий из двух квадратов, в форме которого расположены стенды внешнего круга, – это символы вечности. Вся экспозиция вписалась у нас в этот восьмиугольник, который всегда присутствовал в народной культуре, он охранительный. Даже вышивка крестом, «болгарский крест»: им вышивали одежду, защищаясь от дурного глаза, как оберегом, – оплечья, ворот, пазуху, манжеты. Женщины, которые ткали,тоже употребляли охранительные знаки и символы . Эта культура дошла до нас в материальном воплощении, а духовное значение ещё предстоит изучать.

– В этом и есть уникальность музея?

– Такого музея, как наш, в России больше нет. Есть музеи народного творчества, народного быта – но музея народной культуры с таким глубоким содержанием,такой богатой экспозицией, в которой раскрываются все грани народной жизни, её традиции, обряды, с  такой масштабностью исследований и комплектования, больше нет…

досье
Надежда Шатерникова – заслуженный работник культуры РФ, лауреат первой областной музейной премии «Хранители Памяти». За создание первой экспозиции областного краеведческого музея, признанного Минкультуры РСФСР лучшим в России, в 1976 году была награждена медалью «За трудовое отличие». В 1992 году возглавила авторский коллектив, создавший новую экспозицию краеведческого музея в новом здании. В 1999 году возглавила Музей народной культуры Белгородского центра народного творчества, а в 2005 году стала первым директором вновь созданного Белгородского государственного музея народной культуры.
Народная культура имеет столько граней – это и история, и семья, и защита Родины, и гордость за своё Отечество. И от многих посетителей мы не раз слышали, что из музея не хочется уходить, что здесь словно очищается душа. Знаете, как сказала одна из школьниц–посетительниц: « Я думала, у вас музей – а у вас дом!» Мы действительно развернули в экспозиции дом, крестьянскую избу. И здесь в каждом предмете, во всём разлита любовь. И мужчины, и женщины испокон веков делали вещи для своей семьи, для любимых людей. Сегодняшняя ситуация, события на Украине показывают, насколько важно и необходимо сохранять традиционную народную культуру – тот фундамент, ту основу, которую должен знать каждый человек. Только на основе знаний традиций может состояться личность. Берегите, храните народную культуру – она нас спасёт!

Мы начинали всего с 250 предметов экспозиции – сейчас у нас 20 тысяч экспонатов. За 15 лет мы четыре раза меняли и расширяли экспозицию, провели 23 тысячи музейных уроков и лекций, 250 выставок, у нас побывало полмиллиона посетителей.

Проблема нового здания

– Надежда Ивановна, на юбилейном вечере, посвящённом 15–летию музея, гости не раз высказывали пожелание обрести музею новое здание в центре города…

– Оно уже есть, уже передано нашему музею в оперативное управление – это здание на Гражданском проспекте, где раньше располагался художественный музей, а до революции – кинотеатр «Орион». Проектной организацией уже разработан детальный проект музея для нового здания. Само это здание достаточно крепкое, но по заключению двух комиссий его признали аварийным, поскольку ненадёжен фундамент. Но здание стоит почти 200 лет, и, мне кажется, простоит ещё столько же. Но знаете, нам не везёт – когда художественный музей выехал в новое здание, туда вселили филармонию, затем там расположили областную библиотеку на время ремонта основного здания.

– Но сейчас отремонтировали и библиотеку. За чем стало дело? Ведь нынешнее здание для музея явно тесно!

– Сейчас здание на Гражданском проспекте законсервировано, судьба его неизвестна. Пользуясь случаем, хочу обратиться к меценатам, к читателям, ко всем, кому дорога народная культура – ведь немало культурных объектов у нас в области построено на народные средства, помогите и нашему музею обрести новую жизнь!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах