Орёл, 26 марта – АиФ-Черноземье
Работа как служба
АиФ: – Ольга, как вы пришли к росписи храмов?
О.Н.: – Любой человек, когда приходит к вере, старается жить согласно с волей Бога и служить ему тем талантом, который он имеет. В нашем с мужем случае эта служба заключается в росписи храмов.
Рисовать я начала ещё в детстве. Потом училась в ОГУ на худграфе, где и познакомилась со своим будущим супругом. Он из верующей семьи и уже тогда писал иконы. Я же поначалу занималась иллюстрациями для книг, в том числе сотрудничала в московских издательствах. Позже, придя к вере, старалась иллюстрировать православную литературу. Однако было тяжело постоянно ездить в Москву, поэтому я стала молиться, чтобы Господь послал мне работу в Орле. И вот однажды по окончании утренней литургии в храме Успения Пресвятой Богородицы меня встретил настоятель и предложил расписать храм… Со временем священники, в основном те, кто хорошо разбираются в канонах, начали узнавать, что мы с мужем начали писать, и стали к нам обращаться.
АиФ: – Расскажите о канонах, насколько большое значение они имеют?
О.Н.: – Отвечу кратко. Условно каноны можно разделить на византийские и русские. Как известно, христианское искусство выросло на культуре античной Греции, и первые катакомбные росписи родились как раз на фундаменте росписей римских. Христианские художники подражали классическому стилю древних греков, но постепенно наполняли его своим духом, что вело к некоторому видоизменению. После прихода христианства на Русь византийские каноны снова подверглись изменениям – появился русский стиль. Так, например, если в первом случае внимание уделяется складкам одежды, изображающимся по анатомии человека, то есть видно, как изогнута рука или выделяются очертания груди, то в русском этому значения не придаётся, всё сконцентрировано на духе, рассмотреть это смогут только истинно верующие.
Но, наряду с канонической, есть ещё роспись в стиле реализма, которая зародилась в эпоху европейского Ренессанса. Для простоты понимания скажем, что реалистам важно передать блеск солнца на одежде, изобразить человека как центр мироздания, при росписи же по канонам в первую очередь демонстрируется блеск души. Если говорить о значении, то замечу, что отход от канонов во времена Возрождения привёл к тому, что в храмах начали появляться изображения, которые, по сути, провоцировали людей на греховные мысли и развращали христиан.
Главное - гармония
АиФ: – Какие существуют техники росписи храмов?
О.Н.: – Самая древняя – фреска, роспись по сырой штукатурке. Мы этим ни разу не занимались. Во-первых, это достаточно тяжёлая работа, а во-вторых, очень дорогая для храмов. Существует также роспись силикатными красками, маслом и акрилом – мы работаем именно им. Это связано в том числе и с тем, что все орловские храмы изначально покрашены акриловой краской, так что выбирать особенно не приходится.
АиФ: – Отличается ли современная роспись от той, что была несколько веков назад?
О.Н.: – По форме – нет. Существует большое количество фотографий лучших храмов мира, расписанных нашими предками, которые досконально изучают современные мастера и старательно им подражают. Вместе с тем, научившись подражать, художники открывают что-то своё.
АиФ: – Скажите, как расписывают старые соборы, в которых прежние изображения были уничтожены во время большевистской власти?
О.Н.: – Главное при восстановлении – должен сохраниться стиль храма. Для этого зачастую за помощью прибегают к фотографиям. Всё должно смотреться гармонично. Но бывают и исключения. Допустим, мы с мужем сейчас работаем в Болховском храме, который был построен ярославскими мастерами в XVII веке. В то время русская церковь уже находилась под влиянием Запада, чувствовалось отхождение от канонов, и поэтому мы решили отказаться от подражания и сделать всё строго в традиционном стиле.
Без дружбы нет счастья
АиФ: – Откуда вы черпаете сюжеты для своих работ?
О.Н.: – Всё из канонов. Вот, например, один из них – это встреча Иоакима и Анны. Мы знаем, что они изображаются у Золотых ворот в Иерусалиме целующимися. По сути, всё остальное зависит от нашего творческого потенциала: как это подать, какие оттенки цвета в одежде использовать, орнамент и т. д.
АиФ: – Сколько храмов вы уже успели расписать?
О.Н.: – Мы работаем примерно с 2005 года, за это время полностью расписали храм и маленькую часовню. Как правило, заказчики не могут позволить себе нанять художников для росписи всего собора целиком, всё-таки дело это достаточно затратное, поэтому работаем частями. Например, на работу над храмом Успения Пресвятой Богородицы у нас ушёл год.
АиФ: – Я знаю, что у вас есть сын, как он относится к вашей работе?
О.Н.: – С благоговением. Он у нас учится в православной гимназии, скоро ему исполнится 18 лет, очень верующий парень. Ещё он биолог, побеждает во всевозможных олимпиадах. Любопытно наблюдать, как они со сверстниками постоянно дискутируют на тему православия и вообще религии, там же ребята есть и атеисты, и мусульмане.
АиФ: – Ольга, вы ведь работаете вместе с мужем, то есть видите друг друга практически беспрерывно, не сказывается ли это негативно на отношениях в семье?
О.Н.: – Знаете, самое главное – чтобы муж и жена были друзьями. Ведь не может же надоесть друг? Влюблённость, назовём это так, на основании которой создаётся сейчас большинство пар, должна стоять на втором месте. Поэтому в нашей семье мы прежде всего друзья и единомышленники.