От потомков орловских дворян…
Комментарий | |
---|---|
Виталий Гороховский, председатель Калужского отделения Императорского Православного Палестинского общества: – С идеей возродить одну из русских усадеб Виталий Минутко обратился ко мне в 2008 году. Мы объехали с ним всю Орловскую область, и он выбрал это место. Тогда здесь стояли какие-то развалюхи, заросший пруд, сад какой-то «небритый». Но именно здесь он почувствовал что-то такое, отчего не смог уехать. То, что он восстановил именно усадьбу, – прекрасно. Именно русские усадьбы, а не города, дали России лучших её представителей. Русский дух –он здесь. В усадьбах преступники не вырастают. |
Большинство орловских музеев балансируют на грани выживания: у власти катастрофически не хватает денег – ни на ремонты, ни на новые экспозиции. Исчезли усадьбы Фета, Апухтина, Киреевских, Ермоловых, практически разрушена – Давыдовых… И вот – чудо: в Урицком районе недалеко от деревни Погорелец на месте усадьбы деда известного русского историка Тимофея Грановского появился дом, заполнился рыбой брошенный и почти засохший пруд, словно помолодел сад...
Всё это сделано усилиями потомков дворян Минутко, одна из усадеб которых располагалась в 10 км от этой, в деревне Тулупово, и главы райадминистрации Алексея Романова, всю свою жизнь пытавшегося сохранить для потомков и это место, и саму память о великом земляке – в 1988 году, в год 175–летия со дня рождения Т. Грановского, Романов будучи председателем колхоза «Русь», установил здесь памятный знак. Развалилась страна, умер колхоз, а знак остался. Все эти годы коровам и тракторам сюда путь был заказан – словно знали: найдётся человек, который вдохнёт жизнь в этот уголок, где осталось четыре двора вместо дореволюционных 600, жизнь.
К слову, восстанавливали усадьбу по архивным документам, в том числе оставшимся после работы Фонда Раисы Горбачёвой.
Очень жаль, что на открытии не было губернатора. Не на первом месте у Александра Козлова культура. В отличие, например, от Станислава Говорухина и Иосифа Кобзона, невесть откуда узнавших об орловском событии и приславших приветственные телеграммы, или племянницы Рузвельта Присциллы Рузвельт, оценившей появление музея как «важнейшее событие для Орловской области, России» и неё лично.
Виталий Минутко сделал дело: построил усадебный дом, очистил и зарыбил пруд, засеял поляну в 2 сотки лекарственными травами. Теперь дело за властью – заасфальтировать хотя бы дорогу от усадьбы до Сотниково, чтобы люди могли сюда приезжать и любоваться.
Дорогой подарок
А что дальше? – спросит читатель.
Увы, на этот вопрос пока никто не знает ответа. Содержать музей-усадьбу за свой счёт Виталий Минутко не готов. Районной власти это тоже не по силам, и на региональную уповать нечего: со своими музеями не справляется. Как признался Минутко, на днях он послал письма в МГУ и в Минкульт с тем, чтобы университет или федеральная власть согласились забрать музей-усадьбу. Пока – в безвозмездную аренду на 5–10 лет. Отдать сразу в собственность боится:
«Я должен быть уверен, что те, кто возьмёт этот комплекс, будут действительно о нём заботиться».
Впрочем, разработал Минутко и другой вариант – на случай, если его дар окажется всем не по силам. Он создал недалеко от усадьбы подсобное хозяйство, где выращивает овощи – морковь, картофель, арбузы, дыни, строит небольшой птичник и намерен расширить «аптекарский огород», где посеял мяту, лаванду, эхинацею и прочие лекарственные травы, до настоящего аптекарского поля. Чтобы в самом плохом случае обеспечить содержание музейного комплекса за счёт «сельхозпроизводства».