Как известно, жизнь и творчество знаменитого автора «Чёрного квадрата» неразрывно связаны с Курском. При этом «памятных» мест практически нет: о пребывании Малевича в столице Соловьиного края можно узнать только взяв с собой на экскурсию бывалых краеведов.
Полигон для творчества
В курском католическом костёле Казимир Малевич венчался со своей женой. По ветхой лестнице, ведущей от костёла, он ежедневно ходил на работу в здание, где сейчас расположено управление ФСБ. В начале прошлого века там находилась контора управления Киевско–Воронежской железной дороги, где Малевич трудился чертёжником.
В здании, расположенном на месте нынешнего УМВД по г. Курску, прежде находилась 2–я женская гимназия. Именно здесь проходила выставка, на которой были представлены работы, привезённые Малевичем со всемирно известной выставки «Ослиный хвост», состоявшейся в 1912 году. Понятно, что в областном центре есть места, где можно «пристроить» мемориальную доску.
Казимир Малевич переехал в Курске в 1896 году. За годы пребывания в областном центре семейство успело сменить несколько адресов – это были дома по улицам Лазаретная, Пастуховская, Золотая, Почтовая... Именно последний адрес послужил яблоком раздора между чиновниками от культуры и творческой интеллигенцией. Дело в том, что краеведы считали дом № 17 по ул. Почтовой единственным сохранившимся зданием, где жил Малевич. Именно в этом доме и предлагалось разместить музей известного авангардиста.
Дом, да не тот
Этому неожиданно воспротивились местные власти. Глава регионального комитета по культуре Валерий Рудской, ссылаясь на государственную историко–культурную экспертизу, заявил о том, что дом № 17 по ул. Почтовой не имеет к Малевичу никакого отношения. Поэтому и музей открывать там нецелесообразно. «Дом по улице Почтовой, 17 возведён во второй половине XIX века. Перед революцией 1917 года он принадлежал Марии и Евдокии Безходарным. А по данным на 1912 год здесь находилась прачечная «Московская». В 1918 году недвижимое имущество Безходарных было муниципализировано. После Гражданской войны дом оказался бесхозяйственным и отошёл в распоряжение ЖАКТа им. Калинина. С тех пор до недавнего времени дом был жилой», – говорит чиновник.
Вся путаница произошла из–за формального переноса номера дома при внешнем сходстве в описании здания. На самом деле дом №17 ранее был под номером 19. А «настоящий» 17–й дом ныне имеет № 13. Кроме того, формально против музея выступает и законодательство. Так, музейный статус «обязывает» иметь хотя бы 80 процентов аутентичных, подлинных произведений и предметов автора. В случае с Малевичем таких предметов намного меньше. Скорее всего, сегодняшней власти музей в полуразрушенном доме не нужен: слишком большие деньги из бюджета нужно будет направить на восстановление. Этого чиновникам не нужно даже в «год культуры». Велика вероятность, что непризнанный дом Малевича пойдёт под снос, как это уже случилось с Летним театром и Георгиевской аптекой.