Тамбов, 11 июля – АиФ-Черноземье. Евгений Писарев известен тамбовчанам не только как журналист, но и как незаурядный литератор. Редакции «АиФ-Тамбов» удалось узнать, что он составляет забавную литературную энциклопедию и намерен издать её совместно с известным художником-карикатуристом Виктором Скрылёвым. Поэтому мы не удержались и пригласили литературного шутника к нам в редакцию.
На волне памяти
АиФ: – Евгений Николаевич, вы «жёлчный» человек, если уж решили поиздеваться над великими. Но что вас вынудило сочинить сей ненаучный трактат?
Е.П.: – Жёлчный, наверное, сильно сказано, да и попали туда не только великие. Не совсем серьёзная литературная энциклопедия «От Ада до Яда» пропитана, скорее, иронией. Думаю, престиж русской литературы от этого не пострадает, к тому же оценки меняются. Каждый, кто время от времени открывает книги, помнит десятки имён писателей, фактов из их жизни, анекдотов. Но помнит очень избирательно. Одни путаются в Толстых, другие члена Союза писателей Леонида Брежнева всерьёз считают писателем, а блистательного Венедикта Ерофеева и за простого литератора не держат, третьи… Словом, у каждого в голове собственная литературная энциклопедия. Ущербная, набитая мифами, приблизительными цитатами, литературными штампами, усвоенными со школы, но своя. Вот мы и взялись построить персонажей русской литературы по алфавиту, опираясь лишь на услужливую память и собственные представления. Многое, конечно, осталось за бортом нашей, извините за выражение, энциклопедии. Ну, чем богаты… Между прочим, будем рекомендовать издание школьникам старших классов для внеклассного просмотра.
В товарищах согласье есть
АиФ: – Ваш старинный друг Виктор Скрылёв занимается иллюстрациями?
Е.П.: – Точнее, шаржами, которые становятся продолжением текста. Сейчас художник работает над портретом писателя Ивана Петровича Белкина. Всем известно, что повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» издал Александр Сергеевич Пушкин, но по недоразумению ему же приписывают и авторство. Портретов Белкина не сохранилось, но в предисловии поэт дал скупой словесный портрет автора знаменитых повестей…
АиФ: – У вас, как в полиции, со словесного описания делается портрет…
Е.П.: – А что делать? Кстати, вся история русской литературы набита полицейскими сюжетами, несуразицами. Например, в энциклопедии оказалось непропорционально много писателей на букву «Б». К чему бы это? Уму непостижимо, но туда неожиданно влетел даже забытый советский литератор Бабаевский. И всему виной память – с детства помню обложку его толстенного романа «Кавалер Золотой Звезды». А вот шеф жандармов Бенкендорф попал в энциклопедию как хрестоматийный душитель свободы слова.
Интересный факт
АиФ: – А что ещё сохранила народная память о Бенкендорфе?
Е.П.: – Всего рассказывать не буду, но интересен тот факт, что имя этого знаменитого жандарма, героя войны 1812 года, подавившего восстание декабристов, увековечено в названии железнодорожной станции Бенкендорф. Это в Сосновском районе Тамбовской области, где находилось его имение.
АиФ: – Не знал. А чем ещё удивите?
Е.П.: – Например, заурядный поначалу поэт Юрий Кузнецов во время учёбы в Литературном институте им. Горького, спасая честь девушки, выпрыгнул с третьего этажа женского общежития, сильно ушибся головой, после чего стал писать хорошие стихи.
АиФ: – Факт спорный. Во-первых, не с третьего, а с шестого этажа, во-вторых, он не спасал честь девушки, а, напротив, таким образом, добивался её расположения.
Е.П.: – Я же говорю, что эта энциклопедия литературных мифов и баек – простор для воображения. В моей памяти сохранился щадящий третий этаж и сложился положительный образ джентльмена и недюжинного поэта Юрия Кузнецова.
Проза жизни
АиФ: – Но вернёмся к прозе жизни. Вы неоднократно выступали в печати по поводу бездумной вырубки зелёных насаждений в областном центре. Как вы думаете, меняется политика городских властей в этом направлении?
Е.П.: – Миф о «зелёном Тамбове» худо-бедно пока поддерживают сады в частных домовладениях да чахлые скверики. Но ветхие дома обречены на снос, сады пойдут под топор, а на оставшиеся зелёные пятачки уже положили глаз жадные коммерсанты. Даже внушительная часть старинного парка в центре Тамбова, несмотря на протесты горожан, отдана под строительство очередного торгового центра. Схема захвата проста, как огурец. Зелёный пятачок при попустительстве городских властей доводится до положения пустыря, а затем объявляется ударной стройкой. Например, несколько лет назад в микрорайоне Пехотка жители на лужайке перед домом посадили кедры. Но деревья были кем-то вырваны в младенческом возрасте, и власти вопреки своим обещаниям разрешили строить на этом месте очередной торговый центр. Жители, понятно, против.
АиФ: – Какую позицию занимают в этом вопросе городские власти, общественная палата?
Е.П.: – Общественная палата ничего не решает, хотя там всё понимают. И с её подачи обращение жителей, причём не единственное, поступило в городскую думу, в прокуратуру области, в администрацию Тамбова. И оттуда посыпались неопределённые ответы. Пока окончательно этот вопрос не решён.
Город «объелся» магазинами
АиФ: – В начале июня в Тамбове прошли публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки города. Поправки по замыслу должны создать благоприятные условия для планировки городской территории и привлечения инвестиций…
Досье | |
---|---|
Евгений Писарев родился в 1947 г. Закончил филфак Тамбовского пединститута. Трудился в заводской многотиражке, районных и областных газетах. В начале 90-х редактировал оппозиционное издание «Послесловие». Последние 20 лет – корреспондент «Российской газеты». |
Е.П.: – Но на деле они настолько мутны и двусмысленны, что лишь расширяют возможности чиновников для самоуправства. На слушаниях вновь шла речь об освоении строителями парка Дружбы, о сооружении в городском саду торгового центра, о жалобах горожан на бездумную ликвидацию зелёных зон. Тамбов задыхается от обилия автомобилей и нехватки парковок. Мнения горожан сводятся к главному: город «объелся» торговыми центрами, зелень уничтожается, границы парков не определены, нехватка оборудованных мест для парковок уже стала острейшей проблемой, но поправки в генплан её решение не предусматривают.
Обобщённый комментарий от чиновника получить не удалось. Выяснилось, что при явной избыточности чиновничьих контор ни одно ведомство, подчёркиваю - ни одно, прямо не отвечает за градостроительную политику. Каждое ведомство утверждает, что у них всё в порядке, всё по закону – на каждый административный чих составлена соответствующая бумажка.