Примерное время чтения: 8 минут
146

Государственная линия. Взгляд на управление регионом глазами хозяйственника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Курск 30/09/2015

«Сейчас для России время консолидации, время собирать силы.  Судьбе было угодно, чтобы президентом у нас стал Владимир Путин – государственник с большой буквы. Сейчас мы поддерживаем его во всём. Путин консолидирует страну», – уверен губернатор Курской области Александр Михайлов.

На курской земле за последние пятнадцать лет произошли  кардинальные,  качественные изменения. Регион вернул себе утраченные в неразберихе 90–х годов позиции, многое нарастил и приумножил. 

Инвесторы и не только…

– Александр Николаевич, инвестиционная активность является важнейшим показателем экономики региона. Потеплел ли «инвестиционный климат» в регионе, и какова политика администрации в этом направлении?

– Самое главное – это выработать подходящий, работающий на результат алгоритм действий в отношении инвесторов. Раньше, когда у нас всё было централизовано, государство, федеральные органы власти основную тяжесть развития субъектов несли на себе. Сейчас регионам «позволено» куда больше: они могут сами принимать решения, исходя из своей специфики. Есть основа –  федеральная правовая база, но есть и региональные программы поддержки: субсидии, льготы и так далее. Есть стремление руководителей не только областного уровня, но, что часто важнее, районного и муниципального создавать для инвестора привлекательные условия. В сумме это формирует микроклимат, который инвесторы прекрасно чувствуют, отдавая предпочтения тому или другому региону.

Курск по этим критериям на хорошем счету. Это, приведу такую параллель, как в футболе:  С одной стороны, одиннадцатиметровый по неподвижному мячу элементарно прост, и  даже средний силы удар, направленный в угол ворот, вратарь взять бессилен. Остаётся  «мелочь» –  забить, грамотно исполнить удар. Точно так же с инвесторами – алгоритм отработан. Но надо, чтобы и администрация, и наши партнёры соблюдали «правила игры».

– Насколько вам удалось нормализовать сложную ситуацию с группой компаний «Иволга», которая была широко представлена в регионе?

– Это вопрос о «рыночности» нашей экономики. С «Иволгой» произошла катастрофа, причём созданная, возможно, искусственно руководством компании во главе с её президентом господином Розиновым. Полученная здесь, в Курской области, прибыль,  а это около 7 миллиардов рублей, куда–то исчезала. Активы были переведены. Администрация об этом мало того, что не должна была знать, по мнению горе–инвесторов, так еще и не должна была вмешиваться в ситуацию.

А когда  всё забурлило, инвестор развёл руками: оказывается, теперь  мы – власти – должны помогать, спасать людей. Мне, как хозяйственнику, главе региона, хочется, конечно, производство сохранить, чтобы новые люди пришли не на «пепелище».  Нам сегодня удалось засеять все площади «Иволги», а это 160 тысяч гектаров.

Но здесь есть вопросы и к федеральным законодателям. Почему у региональных властей нет полномочий вовремя вмешаться, чтобы предупредить такую ситуацию, не доводить до крайностей?

Даже в абсолютно рыночных западных странах, если собственник ничего не делает на земле в течении полугода, то государство эту собственность национализирует, назначает своих руководителей, потом реализует в цивилизованном порядке.

А нам пока приходится уговаривать кого–то, придумывать ходы и схемы, чтобы и люди, и земля не простаивали, работали. По «Иволге» мы ситуацию стабилизировали, но опять же, как говорится, в режиме «ручного управления».

Соседский опыт

– Недавно вы  посетили Калужскую область, что нового  узнали для себя, какой опыт  позаимствовали?

– Действительно, в сентябре официальная и представительная бизнес–делегация из 15 руководителей крупнейших  предприятий промышленности области посетила Калугу. Могу отметить, что сотрудничество наших регионов развивается динамично уже на протяжении шести лет. Товаро–оборот за этот период увеличился  в 6 раз и достиг 2 миллиардов рублей.

Кстати,  по поводу опубликованного в вашей газете интервью доктора наук, весьма скептически оценившего инвестиционную политику региона и вообще  пользу межрегиональных контактов, скажу так: может быть, с ученой кафедры ему и виднее. Но я с такой оценкой не согласен. Как практик, считаю, что более тесная интеграция и кооперация, обмен передовым опытом, безусловно, помогают вывести на более высокий уровень  межрегиональные  связи. Особенно это важно сейчас, когда мы  должны рассчитывать не на заморского дядю Сэма, а на собственные  силы и внутренние резервы.

Ничего сверхнеобычного в Калуге, собственно, нет. Они классически реализовали свои проекты при поддержке Минэкономразвития. Целый ряд их появился  благодаря географии: 120 км от Москвы – это не наши 530.

Мне были интересны их наработки по созданию промышленно–индустриальных парков, считаю, что мы с этим затянули. У нас пока есть две площадки: одна в Курском районе,  полностью готовая, и вторая в самом Курске – на базе бывшего завода «Счётмаш». Там не только Электроаппаратный завод разместится, но ещё два–три предприятия.

А, к примеру, по части дорожного строительства мы их опередили. Калужская делегация, приехав несколько лет назад в Курск, решила последовать нашему примеру. Даже некоторые курские специалисты–дорожники были приглашены туда жить и работать.

Заполнить пробелы

– Одним из наиболее важных направлений для инвестиционного  сотрудничества в Курской области  является агропромышленный комплекс.  Какова региональная политика в отношении АПК? Бытует мнение, что власть отдаёт приоритет крупным инвестиционным проектам…

– Позвольте мне с вами не согласиться. Система отношений в АПК у нас достаточно прозрачна и упорядочена. Есть три кластера,  я считаю, что путь должен быть именно таким. У нас есть малый бизнес, то фермерские хозяйства, личные подворья  и крупный агробизнес.

Конечно,  бывают конфликтные ситуации между крупными и мелкими хозяйствами. Но все должно решаться в правовом поле. К сожалению, в федеральном  законодательстве в этой сфере огромные пробелы.

Позвольте отвлечься от темы. Помню, как  в 93–м  году мы начинали с новой Конституции, и тогда наши финские коллеги говорили, что нам потребуется 40 лет, чтобы встроить законодательный процесс в рамки новой Конституции. В этом смысле мы пока в середине пути.

Вот кто такой губернатор? Это главный государственный служащий региона. Он обязан  работать в рамках действующей нормативно–законодательной базы. А если эта  база несовершенна? Поэтому нельзя оставлять «белые пятна» в российском законодательстве. Есть большая вероятность, что они созданы для лоббирования чьих–то коммерческих интересов. Депутатам, считаю, нужно больше заниматься своим делом, а не ездить по миру и кричать «но пассаран».

Сейчас стране и региону нужна стабильность. Не лозунги и призывы, а повседневная работа по принципу: «критикуешь – предлагай». Всё подряд очернять – неправильно. Поэтому у нас скорее не конфликты, а гримасы рыночной экономики по–российски.

– Значит, вы за жёсткую и вертикально выстроенную государственную власть?

– Я всегда был государственником. Это моя мировоззренческая позиция.  Я никогда не был ортодоксом,  находил и нахожу контакт со всеми, кроме, может быть, некоторых из разряда «ультра».  Считаю, что государственная линия должна быть главной, государство должно быть крепким и комфортным. Тогда и людям будет хорошо. Если люди соизмеряют свои поступки с задачами государства, то они – государственники. Вот подходящая формулировка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах