«Сейчас для России время консолидации, время собирать силы. Судьбе было угодно, чтобы президентом у нас стал Владимир Путин – государственник с большой буквы. Сейчас мы поддерживаем его во всём. Путин консолидирует страну», – уверен губернатор Курской области Александр Михайлов.
На курской земле за последние пятнадцать лет произошли кардинальные, качественные изменения. Регион вернул себе утраченные в неразберихе 90–х годов позиции, многое нарастил и приумножил.
Инвесторы и не только…
– Александр Николаевич, инвестиционная активность является важнейшим показателем экономики региона. Потеплел ли «инвестиционный климат» в регионе, и какова политика администрации в этом направлении?
– Самое главное – это выработать подходящий, работающий на результат алгоритм действий в отношении инвесторов. Раньше, когда у нас всё было централизовано, государство, федеральные органы власти основную тяжесть развития субъектов несли на себе. Сейчас регионам «позволено» куда больше: они могут сами принимать решения, исходя из своей специфики. Есть основа – федеральная правовая база, но есть и региональные программы поддержки: субсидии, льготы и так далее. Есть стремление руководителей не только областного уровня, но, что часто важнее, районного и муниципального создавать для инвестора привлекательные условия. В сумме это формирует микроклимат, который инвесторы прекрасно чувствуют, отдавая предпочтения тому или другому региону.
Курск по этим критериям на хорошем счету. Это, приведу такую параллель, как в футболе: С одной стороны, одиннадцатиметровый по неподвижному мячу элементарно прост, и даже средний силы удар, направленный в угол ворот, вратарь взять бессилен. Остаётся «мелочь» – забить, грамотно исполнить удар. Точно так же с инвесторами – алгоритм отработан. Но надо, чтобы и администрация, и наши партнёры соблюдали «правила игры».
– Насколько вам удалось нормализовать сложную ситуацию с группой компаний «Иволга», которая была широко представлена в регионе?
– Это вопрос о «рыночности» нашей экономики. С «Иволгой» произошла катастрофа, причём созданная, возможно, искусственно руководством компании во главе с её президентом господином Розиновым. Полученная здесь, в Курской области, прибыль, а это около 7 миллиардов рублей, куда–то исчезала. Активы были переведены. Администрация об этом мало того, что не должна была знать, по мнению горе–инвесторов, так еще и не должна была вмешиваться в ситуацию.
А когда всё забурлило, инвестор развёл руками: оказывается, теперь мы – власти – должны помогать, спасать людей. Мне, как хозяйственнику, главе региона, хочется, конечно, производство сохранить, чтобы новые люди пришли не на «пепелище». Нам сегодня удалось засеять все площади «Иволги», а это 160 тысяч гектаров.
Но здесь есть вопросы и к федеральным законодателям. Почему у региональных властей нет полномочий вовремя вмешаться, чтобы предупредить такую ситуацию, не доводить до крайностей?
Даже в абсолютно рыночных западных странах, если собственник ничего не делает на земле в течении полугода, то государство эту собственность национализирует, назначает своих руководителей, потом реализует в цивилизованном порядке.
А нам пока приходится уговаривать кого–то, придумывать ходы и схемы, чтобы и люди, и земля не простаивали, работали. По «Иволге» мы ситуацию стабилизировали, но опять же, как говорится, в режиме «ручного управления».
Соседский опыт
– Недавно вы посетили Калужскую область, что нового узнали для себя, какой опыт позаимствовали?
– Действительно, в сентябре официальная и представительная бизнес–делегация из 15 руководителей крупнейших предприятий промышленности области посетила Калугу. Могу отметить, что сотрудничество наших регионов развивается динамично уже на протяжении шести лет. Товаро–оборот за этот период увеличился в 6 раз и достиг 2 миллиардов рублей.
Кстати, по поводу опубликованного в вашей газете интервью доктора наук, весьма скептически оценившего инвестиционную политику региона и вообще пользу межрегиональных контактов, скажу так: может быть, с ученой кафедры ему и виднее. Но я с такой оценкой не согласен. Как практик, считаю, что более тесная интеграция и кооперация, обмен передовым опытом, безусловно, помогают вывести на более высокий уровень межрегиональные связи. Особенно это важно сейчас, когда мы должны рассчитывать не на заморского дядю Сэма, а на собственные силы и внутренние резервы.
Ничего сверхнеобычного в Калуге, собственно, нет. Они классически реализовали свои проекты при поддержке Минэкономразвития. Целый ряд их появился благодаря географии: 120 км от Москвы – это не наши 530.
Мне были интересны их наработки по созданию промышленно–индустриальных парков, считаю, что мы с этим затянули. У нас пока есть две площадки: одна в Курском районе, полностью готовая, и вторая в самом Курске – на базе бывшего завода «Счётмаш». Там не только Электроаппаратный завод разместится, но ещё два–три предприятия.
А, к примеру, по части дорожного строительства мы их опередили. Калужская делегация, приехав несколько лет назад в Курск, решила последовать нашему примеру. Даже некоторые курские специалисты–дорожники были приглашены туда жить и работать.
Заполнить пробелы
– Одним из наиболее важных направлений для инвестиционного сотрудничества в Курской области является агропромышленный комплекс. Какова региональная политика в отношении АПК? Бытует мнение, что власть отдаёт приоритет крупным инвестиционным проектам…
– Позвольте мне с вами не согласиться. Система отношений в АПК у нас достаточно прозрачна и упорядочена. Есть три кластера, я считаю, что путь должен быть именно таким. У нас есть малый бизнес, то фермерские хозяйства, личные подворья и крупный агробизнес.
Конечно, бывают конфликтные ситуации между крупными и мелкими хозяйствами. Но все должно решаться в правовом поле. К сожалению, в федеральном законодательстве в этой сфере огромные пробелы.
Позвольте отвлечься от темы. Помню, как в 93–м году мы начинали с новой Конституции, и тогда наши финские коллеги говорили, что нам потребуется 40 лет, чтобы встроить законодательный процесс в рамки новой Конституции. В этом смысле мы пока в середине пути.
Вот кто такой губернатор? Это главный государственный служащий региона. Он обязан работать в рамках действующей нормативно–законодательной базы. А если эта база несовершенна? Поэтому нельзя оставлять «белые пятна» в российском законодательстве. Есть большая вероятность, что они созданы для лоббирования чьих–то коммерческих интересов. Депутатам, считаю, нужно больше заниматься своим делом, а не ездить по миру и кричать «но пассаран».
Сейчас стране и региону нужна стабильность. Не лозунги и призывы, а повседневная работа по принципу: «критикуешь – предлагай». Всё подряд очернять – неправильно. Поэтому у нас скорее не конфликты, а гримасы рыночной экономики по–российски.
– Значит, вы за жёсткую и вертикально выстроенную государственную власть?
– Я всегда был государственником. Это моя мировоззренческая позиция. Я никогда не был ортодоксом, находил и нахожу контакт со всеми, кроме, может быть, некоторых из разряда «ультра». Считаю, что государственная линия должна быть главной, государство должно быть крепким и комфортным. Тогда и людям будет хорошо. Если люди соизмеряют свои поступки с задачами государства, то они – государственники. Вот подходящая формулировка.