Как же так получается, что на бумаге – одно, а на деле – совсем другое? В этом попытались разобраться корреспонденты «АиФ–Липецк».
Учитывают не всех
Так выглядят сухие строчки отчёта чиновников о ситуации с безработицей в нашем городе. Хотя эти цифры вряд ли могут дать реальную картину на рынке труда, так как не все безработные встают на учёт в службу занятости. Кто–то ищет работу самостоятельно, перелопатив гору газетных объявлений и сообщений в Интернете, кто–то пытается устроиться на подходящую работу с помощью друзей и родственников. Правда, далеко не всем улыбается удача.
– У меня был киоск продовольственных товаров, сама работала и обеспечивала работой двоих продавцов, но когда запретили продажу пива, торговля пошла на спад, а потом и вовсе встала. Продавцов пришлось уволить, да и сама осталась без работы, – рассказывает Ольга Рудакова, 41–летняя липчанка. – Уже больше года безуспешно мыкаюсь в поисках хоть какого–нибудь местечка, а у меня двое детей школьного возраста, их надо кормить.
22–летняя Анастасия Беляева не занималась торговлей. Она с отличием окончила университет, но с устройством на работу ей также не повезло.
– Везде, куда не обращусь, спрашивают стаж, на красный диплом даже не глядят. А откуда ему взяться, если меня никуда не берут? – удивляется девушка.
И подобных историй немало.
Когда возраст – помеха
В то же время нельзя сказать и что работы в городе нет.
Наибольшим спросом у работодателей (около 75%) пользуются рабочие профессии: водители автомобиля, слесари, швеи, повара, официанты, продавцы. Среди специалистов наиболее востребованы инженеры, врачи, воспитатели, медсёстры. То есть представители далеко не самых высокооплачиваемых профессий. Тогда становится понятно, почему молодые люди не могут устроиться на работу или точнее – не хотят.
– Я не для того пять лет учился в университете, чтобы соглашаться на работу за 10 тыс. руб., – возмущается Виталий Логунов, 23–летий выпускник ЛГПУ. – Сейчас на такие деньги прожить невозможно.
С молодёжью всё понятно. Но есть и другая категория соискателей, которым работу найти так же сложно, – это лица пожилого возраста. Многие из них согласны трудиться за копейки на самой непрестижной специальности. Вот только на работу их берут крайне неохотно. Так же как и молодых мам.
Таким образом, хотя формально дискриминации по возрастным, половым и другим признакам при трудоустройстве в нашем обществе уже не существует, но работодатель при желании всегда найдёт причину, чтобы отказать.
Не можешь? Переобучим!
Впрочем, те, кто совсем отчаялся найти работу по специальности, могут переобучиться или повысить свою квалификацию. Тем более, что такая возможность липчанам предоставляется совершенно бесплатно.
– С начала 2014 года на профессиональное обучение было направлено 360 человек, скомплектовано 38 учебных групп по 22 профессиям, – сообщил Олег Фирсов. – Особое внимание уделяется обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. За 8 месяцев этой услугой воспользовались 38 молодых мам.
Но посмотрим, что же это за профессии? Водитель погрузчика, электрогазосварщик, частный охранник, парикмахер, продавец, повар, медицинский работник среднего звена. То есть в подавляющем большинстве – те самые рабочие профессии. А как известно, редко какой обладатель диплома о высшем образовании согласится «понизить» свой так называемый социальный статус. Хотя для кого–то это реальный шанс найти долгожданную работу. Ведь более 60% из числа завершивших обучение уже сумели трудоустроиться. Но, по правде сказать, эти цифры оптимизма не внушают.
Получается, что все эти люди оказались невостребованными со своими специальностями на рынке труда.
Кто бы что ни говорил, а проблема безработицы по–прежнему остаётся актуальной для липчан. И решать её, как нам кажется, надо комплексно, начиная с обеспечения выпускников учебных заведений первым рабочим местом и заканчивая более эффективной организацией трудовой занятости наиболее уязвимых категорий граждан.
Комментарии
Николай Соловьёв, кандидат психологических наук, профессор:
- На уровень безработицы влияют многие факторы, причём не только экономические, но и политические. Введённые против страны санкции могут отразиться и на рынке труда. Часть предприятий поставляет свою продукцию за рубеж, другие, наоборот, реализуют товары, импортированные из стран, которым Россия объявила торговое эмбарго. Если режим санкций продлится ещё на 3-4 месяца, то сокращения рабочих мест избежать не удастся. Другое дело, насколько оперативно предприятия смогут перестроиться в данной ситуации, чтобы этот процесс был как можно менее болезненным.
Елена Некрасова, главный специалист кадрового агентства:
- Мы «забыли» о собственном производстве. Всё наше общество последние 20 лет было заточено на то, чтобы подешевле купить и подороже продать. Рабочая профессия потеряла былой престиж, наоборот, молодых людей пугали: «Будешь плохо учиться - пойдёшь на завод». А потому молодёжь пыталась окончить любой вуз, лишь бы иметь «корочку» о высшем образовании. Теперь ситуация изменилась. И все эти менеджеры, юристы, экономисты стали никому не нужны. Вот только психологию людей крайне сложно изменить. Как же это белым воротничкам пойти вкалывать на производство? В этом случае даже хорошая зарплата не становится решающим фактором.
Олег Голованов, руководитель государственной трудовой инспекции Липецкой области:
- Ну не любят пока ещё у нас работодатели брать на работу людей старше 45 лет. Им нужно кого помоложе. Также не в восторге они и от молодых мам с маленькими детьми. Дети болеют, за ними требуется уход, а то ещё возьмёт, да и родит второго ребёнка, кому нужны такие проблемы? Примерно так рассуждают некоторые работодатели. Но хочется ещё раз напомнить, что законом предусмотрена только одна причина для отказа в принятии на работу - это недостаточная квалификация потенциального работника. Все остальные причины отказа могут быть оспорены в суде.