Ровно месяц прошёл со дня, когда в Липецке торжественно открыли трамвайное движение, и по ветке от Полиграфического комплекса до памятника Танкистам побежали новые вагоны. Как оценивают липчане вновь вернувшийся к ним вид транспорта?
Будет как в Москве
Все, кому удалось прокатиться в современном напичканном электроникой вагоне, оценили его плавный ход, удобные кресла и панорамные окна. А вот одно из обещанных удобств – кондиционеры, – к сожалению, работают не во всех трамваях. В жару это особенно ощутимо.
«Хорошо ещё, что вагон был заполнен едва на четверть, – говорит липчанка Мария Селезнёва. – И то я, пока доехала от парка Победы до 21-го микрорайона, чуть не задохнулась. Но ладно кондиционеры, скоро всё равно похолодает. А кто проектировал такие остановки?»
Стильные стеклянные сооружения и вправду выглядят так, будто сделаны исключительно «для красоты». Взять павильон на остановке «Полиграфический комплекс» – всего шесть шагов в длину, а в ширину около 40 см. Лавочка рассчитана на пять человек. Сложно представить, что будет, если в слякоть или метель тут соберётся человек 20. Такие остановки вряд ли защитят людей от ветра и непогоды. А прямо за стеной павильона – откос метровой высоты. Ни бордюра, ни забора, просто яма. Да и сама платформа очень узкая.
«Новые остановки по дизайну – как в Москве, – объяснили в департаменте транспорта мэрии. – Концессионер заказал для Липецка три типа таких остановок. Отличаться они будут только по ширине. Сделано это под существующие реалии – некоторые трамвайные остановки в Липецке изначально заужены».
«Просто представьте себе эту картину: зима, гололёд, человек выходит из вагона, идёт по платформе, поскальзывается и как с горки съезжает под колёса проезжающему автомобилю, – возмущается администратор канала «Липецкий трамвай» Михаил Панов. – Страшно? Нам страшно. А проектировщики, видимо, считают такие решения нормальными. Ведь они проектируют, сидя в Москве, и сами никогда не будут пользоваться этой остановкой и этим трамваем!»
«Я недавно с коляской выходила на остановке «Октябрьский рынок», – рассказывает Екатерина Кривенкова. – Спасибо, конечно, что трамвай низкопольный, не пришлось карабкаться по ступенькам. Но, выйдя, я уткнулась коляской прямо в сидящих на остановке людей! Это разве нормально?»
А экспертов спросили?
21-го мкр-на контактный провод держался всего лишь на 24 опорах. Теперь их там 50!
«Как проект с явными нарушениями основополагающего свода правил допускается к строительству? – недоумевает Михаил Панов. – Кому интересны его удорожание и перерасход конструкций? И почему ни город, ни эксплуатирующее предприятие, ни профессиональное сообщество не могут никоим образом влиять на происходящее и их мнения не учитываются?»
Пока по ветке, которую называют «маршрут № 2», ходят только шесть вагонов. Остальные из 46, закупленных в рамках концессии по обновлению трамвайного движения, ждут своей очереди за забором предприятия «Горэлектротранс». Учтут ли концессионеры мнение профессионалов, покажет время.
Справка
Липчанам обещают к концу 2025 года реконструировать 40,8 километра трамвайных путей, модернизировать депо и построить новую ветку длиной 5,2 километра от улицы Катукова до Воронежского шоссе.