Примерное время чтения: 11 минут
491

Безопасность покупателя и соблюдение стандартов – не миф

Невозможно недооценивать значение хороших продуктов в нашей жизни, ведь это, прежде всего, – здоровье человека, а также его физический и моральный комфорт.

Кто же должен отвечать за качество? Как на предприятиях контролируют выпуск продукции? Чем руководствуются торговые точки при организации своей деятельности? Эти и другие вопросы обсуждались за круглым столом, который организовал «АиФ-Черноземье». Среди присутствующих – представители и эксперты производств, торговых сетей и общественных организаций.

Всё зависит от…

Николай Дегтярёв, автор и руководитель проекта «Качество нашей жизни»:

– Качество продукции должно выражаться не только в её характеристиках, но в первую очередь в безопасности для потребителя. Нередко наш комфорт бывает нарушен именно из-за несоответствия одного другому. Вопросы контроля качества продукции, а также защиты прав потребителей государство возложило на специалистов Роспотребнадзора. Не менее, а иногда и более результативно работают специалисты различных общественных объединений, поскольку у них есть свои рычаги влияния. Но, к сожалению, такие объединения не обладают достаточной материальной базой для проведения нужных лабораторных исследований.

Ещё одна проблема в том, что люди не знают своих прав, а если и знают, то не верят, что можно что-то изменить в лучшую сторону. Мы организовываем и проводим различные семинары и смотры качества, на которых объясняем нашим потребителям, что они могут и должны отстаивать свои права. Поэтому каждый человек должен для себя понять, что не Роспотребнадзор и не общественные организации занимаются контролем качества продукции. Это делает сам покупатель, а отвечать за то, что попадает на наш стол, должен изготовитель и торгующие организации.

Добросовестные производители и продавцы должны сами контролировать и соблюдать все установленные стандарты производства, качества и реализации, и тем самым сохранять доброжелательные отношения с потребителями. Именно соблюдение этих требований позволит чувствовать себя комфортно и тем, и другим.

…от производства

Андрей Генов, генеральный директор АПК «Стойленская Нива»:

– Без сомнения, производитель должен обеспечить контроль качества на всех этапах производства, реализации и хранения продукции. Так, для пищевых продуктов очень важно придерживаться традиционных технологий, основанных на использовании натурального сырья. А система контроля должна следить за соблюдением не только стандартов системы управления, но и требований отраслевых стандартов.

На нашем предприятии всё это учитывается. Кроме того, у нас есть специальные технологические лаборатории, которые контролируют процесс всего производства, начиная от заказа сырья с целевыми показателями, обеспечивающими высокое качество продукции, заканчивая проверкой соответствия готовой продукции требованиям нормативной документации.

Основная часть нашего производства уже давно организована на базе предприятий, спроектированных и построенных много лет назад, когда со стандартами качества проблем не было. Естественно, что сейчас мы модернизировали техническую базу, а на ряде участков полностью заменили устаревшее оборудование на современное. Используем и технологии, позволяющие выпускать новинки, сохраняя  при этом традиционное качество продукции в условиях меняющегося рынка сырья.

С выходом 1 июля 2013 г. новых технических регламентов таможенного союза, обязанностью изготовителя стала разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП (система обеспечения безопасности пищевых продуктов. – Ред.), которые полностью отражены в международном стандарте ИСО 22000. На мой взгляд, предприятия, внедрившие такие стандарты пищевой безопасности, должны иметь конкурентные преимущества, так как это является одним из входных билетов на новые рынки и в торговые сети.

Отмечу, что в настоящее время приводятся в соответствие регламенты таможенного союза и требования нормативной документации РФ, то есть идёт переходный период. Ведь выполнение новых положений нормативных документов требует дополнительной проработки и затрат, в том числе на подтверждение соответствия продукции вновь установленным требованиям. Основной принцип системы менеджмента безопасности пищевой продукции и заключается в стремлении предотвратить все виды рисков, связанных с её потреблением. Технический регламент на пищевую продукцию предусматривает подтверждение соответствия в виде декларирования. Тем самым большая часть нагрузки за обеспечение качества товара перекладывается на нас, производителей.

Приведу конкретный пример. В соответствии с техрегламентом мы не имеем права использовать зерно в переработку без декларации, подтверждающей отсутствие загрязнителей химической природы. Однако не все зернопроизводители предоставляют её в установленном порядке. Поэтому нам, как производителям муки, приходится нести затраты на подтверждение соответствия требованиям регламентов.

…от персонала

Валентина Талалаева, начальник производственной лаборатории «Мясокомбинат Бобровский»:

– На мой взгляд, важно стремиться к тому, чтобы не только постоянно улучшать качество выпускаемой продукции и совершенствовать контроль, но и своевременно повышать квалификацию персонала.

Мы ежедневно стоим на пути создания продукта такого уровня, который получит одобрение у потребителя. Для контроля этого процесса на предприятиях должны внедряться системы менеджмента и безопасности пищевой продукции. На нашем комбинате в каждом отделе имеется контролирующее лицо, которое следит за соблюдением всех принятых норм. Наши специалисты постоянно ищут новые, современные подходы, а работники постоянно проходят обучение.

Кроме всего прочего, мы стараемся постоянно усовершенствовать и оптимизировать рабочий процесс: анализируем возможные риски, разрабатываем систему мониторинга и измерения продукции, делая всё, чтобы соответствовать нормам. Руководство, в свою очередь, также придерживается политики качества и безопасности пищевой продукции, усовершенствуя оборудование, выбирая наиболее качественное сырьё, оптимизируя рабочие площади. А всё это позволяет постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции, строго руководствоваться профессиональной этикой, стремясь в своей работе избегать нанесения ущерба репутации клиентов и самому предприятию.

…от отношения к покупателю

Ольга Наумова, генеральный директор торговой сети «Пятерочка» Х5 Retail Group:

– С нашей стороны очень важно знать своих покупателей, понять, что этим людям интересно, сформировать так называемую локальную матрицу. Потому что предпочтения москвича, воронежца или жителя другого региона отличаются. Кстати, мы своими клиентами считаем всех тех, кто живёт в радиусе 500 метров от магазина, и чтобы понять их покупательские предпочтения, наши эксперты целый год проводили маркетинговые исследования и внимательно анализировали данные. Выяснилось, что для привлечения покупателей недостаточно только низких цен. Люди сейчас куда больше ждут от магазинов разнообразия, комфорта и главное – свежей и качественной продукции. Думаю, что всем продуктовым точкам следует обратить на это внимание.

Наша сеть по результатам исследования будет масштабно реконструироваться, поднимать собственную «планку» и бороться за признание у своих покупателей. Изменения коснутся и самих магазинов, и концепции продаж. Мы уже приступили к смене формата, сервиса, ассортимента и модернизации торговых залов. Одним из основных наших подходов станет не только политика низких цен, но и контроль за свежестью и качеством продукции.

В связи с этим обновляется и внутренняя политика. У нас появилась новая кадровая позиция – «директор по свежести». Это директор магазина, но не в классическом понимании. Его место – в торговом зале, где работник проводит 100% рабочего времени. Вместе с операторами торгового зала он отвечает за свежесть и качество продуктов. Например, за состоянием фруктов и овощей директор по свежести обязан следить ежечасно, а также регулярно в течение суток отслеживать и остальные группы продуктов. Причём наблюдение будет не только за сроками годности, но и за тем, чтобы на самих прилавках была чистота и порядок.

По сути, мы говорим о новом стандарте магазина. Там, где это возможно, расширяются залы. Как правило, за счёт подсобных помещений. Больше внимания уделяется холодильному оборудованию, ведь часть новой идеологии – больше свежих продуктов. Ещё одно требование –

свет. Мы стремимся, чтобы все зоны в торговом зале были очень хорошо освещены. И, конечно, плюс ко всему этому великолепию – расширится ассортимент. В том числе появятся новые группы товаров, например – для детей.

Ещё один момент, на который стоит обратить особое внимание – обратная связь с покупателями, незамедлительная реакция на все их замечания и пожелания. Размещать, к примеру, в магазинах объявления с телефонами, по которым можно позвонить с жалобой или вопросом. У нас это контактные данные супервайзеров, людей, которые контро–лируют директоров магазинов. Такую практику мы успешно используем уже довольно длительное время. Кроме того, для обратной связи мы пользуемся и современными технологиями – у всех наших клиентов есть возможность отправить жалобу на наш Интерент-портал. Мы очень внимательно отслеживаем все сообщения и стараемся, чтобы ответ был оперативным. Кстати, покупатели обращаются к нам не только с вопросами, но и с идеями. Все предложения очень серьёзно изучаются.

В Черноземье запуск обновлённых магазинов нашей сети начнётся в самое ближайшее время. Уже к концу года мы планируем открыть около 25 таких магазинов. А к концу 2015 года уже вся сеть преобразится и будет работать по новому качественному «свежему стандарту».

…от инноваций

Екатерина Осетрова, директор по экономике и финансам «Евдаковского масложирового комбината»:

– Не менее важным моментом при производстве качественных продуктов питания является внедрение инноваций в производство, а также безопасность рабочих мест. Модернизация предполагает использование современного оборудования по производству, стерилизации, упаковке (в частности, на нашем производстве используется только асептическая упаковка), специальную мойку оборудования. А поскольку всё это осуществляется при практически полной автоматизации, то это значительно снижает риск несчастных случаев на производстве.

У нас сейчас весь цех по производству маргариновой продукции – абсолютная инновация. Внедрена система безопасности пищевой продукции, регулярно проводится внутренний и внешний аудит качества со стороны как государственных органов, так и наших официальных партнёров, например, крупных торговых сетей.

В связи с такой проходящей на производстве реконструкцией мы разрабатываем и абсолютно новые карты контроля технологического процесса и производственного, и санитарного. В новых цехах мы устанавливаем точки контроля качества на всех этапах производственного цикла.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах