На протяжении последних лет в России осуществляется беспрецедентная по своим масштабам реформа здравоохранения, главной целью которой является повышение качества и объёма оказываемой населению бесплатной медицинской помощи. Однако не всегда реализация новых законов находит положительный отклик у граждан, и чаще всего причина тому - недостаток информации. А непонимание, как известно, порождает массу слухов, которые порой далеки от действительности. О том, что же на самом деле происходит сегодня в системе здравоохранения, мы попросили рассказать Олега ЖИЛИНА, руководителя территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области.
Законы в действии
- Олег Викторович, в прошлом году начали действовать два новых федеральных закона. Какое значение их принятие имело для системы здравоохранения в целом?
- Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ», вступивший в силу с 1 января 2011 года, фактически на десятилетия вперёд определил направление развития всей системы обязательного медицинского страхования в стране. А закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», вышедший в конце прошлого года, дополнил его в ряде положений. В целом же оба этих документа имеют большое значение для всего медицинского сообщества, а также для дальнейшего развития здравоохранения с учётом тех задач, которые нам предстоит решить в рамках действующей программы модернизации.
- Отразилось ли принятие этих законов на качестве оказываемой населению медицинской помощи?
- Я считаю - да, и у нас есть объективные причины так полагать. По итогам прошлого года мы наблюдаем некоторое снижение количества жалоб и обращений граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Конечно, это не говорит о том, что первостепенная задача - сделать медицинскую помощь качественной, доступной и бесплатной для всех застрахованных граждан - полностью решена. Работать ещё есть над чем, но вместе с тем прослеживается положительная динамика. Также мы проводили опрос среди медицинских работников. Выяснилось, что подавляющее большинство из них не только знают о событиях, которые происходят в системе ОМС, но и достаточно высоко их оценивают. Так, порядка 80% опрашиваемых почувствовали изменения в виде роста заработной платы за счёт стимулирующих выплат. Положительные перемены отмечают и руководители лечебных учреждений в первую очередь благодаря внедрению системы одноканального финансирования.
- Расскажите подробнее, что это за система и в чём её преимущества?
- Это один из перспективных методов оплаты медицинских услуг, когда из средств фонда ОМС финансируются все статьи расходов медицинских организаций, а не только затраты, к примеру, на медикаменты, питание больных и зарплату врачам. Такая форма оплаты даёт руководителям учреждений большую свободу, позволяя оптимально и эффективно использовать имеющиеся у них финансовые ресурсы. По принципу одноканального финансирования у нас уже работают двадцать четыре областных лечебных учреждения. Окончательно процесс перевода медицинских организаций в систему одноканального финансирования планируется завершить в 2013 году.
Клиент имеет право
- Многие липчане воспользовались предоставленным им законом правом выбора?
- О праве выбора медучреждения и лечащего врача говорить пока преждевременно, поскольку оно ещё не в полной мере действует на территории Липецкой области и в целом Российской Федерации. А вот что касается права выбора страховой медицинской организации, то в прошлом году его реализовало 115 тысяч человек. Этот процесс будет идти и дальше. Более того, мы настоятельно рекомендуем гражданам воспользоваться этим правом, так как это будет способствовать созданию конкурентной среды между страховыми компаниями, а, следовательно, и улучшению качества оказываемых услуг. Ведь от количества клиентов зависят и объёмы финансирования организаций.
- А можно ли клиент снова поменять страховую компанию, если она не оправдала его надежд?
- Конечно, гражданин имеет право, согласно действующему законодательству, один раз в течение календарного года выбирать страховую медицинскую организацию из числа тех, которые представлены на территории региона. Сделать это можно путём написания соответствующего заявления в страховую компанию, но не позднее 1 ноября текущего года. Правда, бывают и исключения, например, при смене места жительства. Хотя это и не обязательно, поскольку полис ОМС действует на всей территории РФ, и никаких проблем с оказанием медицинской помощи быть не должно. Трудности могут возникать только из-за отсутствия непосредственного контакта с представителями страховой организации.
- Недавно стало известно о реорганизации одной из крупнейших страховых компаний региона. Каким образом это затронёт интересы застрахованных в ней граждан?
- Действительно, в силу ряда причин в конце прошлого года произошла реорганизация компании ООО СМО «ЛИПЕЦК-Здоровье» путём её присоединения к страховой медицинской организации ООО «Росгосстрах-Медицина». Мы лично контролировали этот процесс и проинформировали о произошедших изменениях всех застрахованных граждан, которые после завершения процедуры реорганизации автоматически стали клиентами ООО «Росгосстрах-Медицина». Но менять полисы, ранее выданные ООО СМО «ЛИПЕЦК-Здоровье», нет необходимости. Они по-прежнему являются действующими и по ним граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в лечебных организациях, работающих в системе ОМС. При этом мы акцентировали внимание людей на том, что если они не желают становиться клиентами новой страховой компании, то имеют полное право выбрать себе другую, не зависимо от того, делали ли они этот выбор ранее.
Новые проекты
- Липецкая область вошла в пилотный проект по оптимизации финансирования лечебных учреждений. Какое значение это событие имеет для региона?
- То, что наш регион наряду с Кировской и Томской областями вошёл в тройку пилотных, говорит о многом. Это значит, нашу работу высоко оценивают. И в конце декабря было подписано соглашение о сотрудничестве между экспертами Всемирного банка и представителями территориальных фондов ОМС и определён план дальнейшей работы. В ней примут участие не только специалисты фонда, но и представители управления здравоохранения, страховых организаций, врачи. Сейчас реализуется первый этап работы - ознакомительный. На втором этапе предусмотрены выездные семинары, на которых участники проекта будут обмениваться опытом, высказывать свои предложения. В конце работы будет сделан анализ особенностей и механизмов финансирования, предложены общие рекомендации, которые потом будут распространены по всем субъектам РФ.
- Каким образом это скажется на качестве медицинских услуг?
- Самым непосредственным. По мере увеличения финансирования здравоохранения и оптимизации расходования средств улучшится и оснащённость медицинских организаций современным оборудованием, повысится и качество обследования, точность постановки диагноза. Увеличится зарплата медицинского персонала, но в то же время повысится и контроль за качеством его работы. Под систему финансирования будет выстраиваться вся система оказания медицинской помощи.
- Минздравсоцразвития подготовило проект документа, в котором говорится о правилах предоставления платных медицинских услуг. Не приведёт ли это к сокращению бесплатной медицины?
- Ни в коем случае. Никакого сокращения бесплатной медицины не подразумевается. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что определённые виды медицинской деятельности не подпадают под программу государственных гарантий и не финансируются из фонда ОМС. О них и идёт речь в документе, где будут определены чёткие правила игры в этом направлении. А наша задача, как ТФОМС - предотвращать любые нарушения. Граждане, столкнувшиеся с вымогательством, могут обращаться к нам, мы будем разбираться по каждому отдельному случаю. ТФОМС Липецкой области твёрдо стоит на своих позициях - в медицинских организациях, работающих в системе ОМС, население должно получать качественную бесплатную медицинскую помощь.