Орел, 8 июля – АиФ-Черноземье. Действо кому-то понравилось, кому-то – нет, но, как и любое мероприятие, оно закончилось. Остался лишь брошенный парк, когда-то вдохновлявший и Тургенева, и Бунина, и Лескова, и Леонида Андреева. И в этом состоянии он вызывает больше вопросов, чем ответов.
Кто утверждал проект покраски забора вокруг Дома Лизы Калитиной, пугающего теперь прохожих кислотным окрасом и всевидящим оком? Почему нельзя, не дожидаясь юбилея города, почистить парк от мусора, грязи, упавших деревьев, скосить крапиву, сделать хотя бы деревянные сходни к реке, поставить два десятка лавочек, несколько навесов, расставить по набережной фонари, сделать велосипедную дорожку, чтобы он стал, наконец, местом для отдыха горожан и гостей?
Парк живёт своей, брошенной людьми и властью жизнью, скрывая от пустого взгляда настоящие чудеса – бунинские тёмные аллеи, где, как известно, рождается любовь, причудливые отложения известковых пород девонского периода (360 млн. лет назад!), которые в 50-60-е годы XX века называли Орловским Крымом, удивительный вид на реку и город – если, конечно, убрать разросшиеся деревья, которых там не было в позапрошлом веке. На это не нужны миллионы, это могут сделать предприниматели и волонтёры, студенты и школьники, депутаты и чиновники в свободное от занятий время. Как это делают в Ясной Поляне, – а ведь там поболе проблем – парк величиною 170 га!
В прошлом году сити-менеджер Орла вместе с мэром сетовали: вот, дескать, убрать бы заводы с берегов Оки – сделали б супернабережную! А что здесь мешает войти в историю Орла? Тут ни одного завода нет! Сплошные холмы, пригорки, деревья да Орлик, тоже всеми позабытый-позаброшенный. Конечно, проще один раз в год скосить на полянке траву, покрасить ротонду да развести костёр под песни и танцы орловских артистов. Или это и есть масштаб орловской власти?