Недетский вопрос
Языком цифр | |
---|---|
В 271 школе и 127 филиалах учатся 104 880 детей области. 43 тыс. малышей посещают 475 учреждений дошкольного образования. В учреждениях НПО занимаются 7045 учащихся. В техникумах и колледжах обучаются 6889 юношей и девушек по 70 специальностям. В государственные вузы региона в 2013 году на бюджетные места зачислено 2724 первокурсника. |
Одним из главных постулатов нового закона об образовании является непрерывность и преемственность обучающего процесса. И начинаться он теперь будет уже в дошкольных учреждениях образования, которые становятся с нынешнего года начальным уровнем общего образования. По новому закону с января 2014 года муниципальные и частные детские сады будут получать из областного бюджета финансовую помощь на оплату труда сотрудников и учебные расходы. Всё остальное финансирование деятельности детских садов «ляжет» на муниципалитеты.
– И на родителей малышей, – считает молодая мама Светлана Севостьянова, жительница Липецка. – Я уже два года вожу свою дочку в детский сад и не сосчитаю, сколько раз мы, родители, «сбрасывались» на покупку краски, штор, игрушек, моющих средств.
А вот другая липчанка, Зоя Воскобойникова, согласна и на такую «гуманитарную» поддержку дошкольного образовательного учреждения, но…
– В этом году наша очередь в детский сад вновь не подошла, – поделилась наболевшим с корреспондентом «АиФ-Липецк» Зоя Воскобойникова. – Теперь не знаю, примут ли меня на прежнее место работы, где я трудилась до рождения ребёнка?
Этот вопрос остаётся «открытым» и для многих из мам 972 маленьких жителей областного центра в возрасте от трёх до семи лет, которым не досталось мест в детсадах. Правда, без поддержки их не оставляют, уже не первый год в регионе родителям детей, не обеспеченных местами в муниципальных дошкольных учреждениях, выплачивается ежемесячная субсидия в размере пяти тысяч рублей.
– Если на 1 января 2013 года на очередь в детские сады области значилось 3034 ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет, то на 30 августа нынешнего года – 1707, – уточнили «АиФ-Липецк» в региональном управлении образования и науки. – Для этой возрастной группы детей дефицит мест в ДОУ будет ликвидирован в 2015 году. Намечено строительство 15 детских садов, возврат и реконструкция 19 зданий, открытие 67 дополнительных групп в детских садах и школах.
А что же с малышами до трёх лет? Власти обещают, что их проблемы разрешат к 2018 году.
Единый статус
Законом об образовании упраздняются гимназии и лицеи, все школы теперь являются общеобразовательными, и это единственный их статус.
– Когда прописан равный доступ во все школы и существует территориальная закреплённость, выравниваются права и количество учеников в школах, – прокомментировала нововведение Елена Черкасова, начальник отдела областного управления образования и науки. – До 2016 года образовательные учреждения должны привести в соответствие с законодательством свои документы и уставы.
Но это дела протокольные и «бумажные», легко бюрократией исполняемые. А вот целый ряд статей и пунктов нового закона, по мнению педагогов, проработаны не полностью. Например, учителя физкультуры не понимают, как органично связать требования федеральных государственных стандартов по физической культуре с предлагаемым к применению проектом Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.
– Мне не ясно, как это будет финансироваться? – высказал свою точку зрения на августовском образовательном форуме Александр Кащеев, директор детского оздоровительно-образовательного центра спорта и туризма. – Или посмотрим на предложенные нормативы. Первокласснику предлагают на время пробегать километр! Но по существующим санитарным нормам ребёнку в первом классе больше трёхсот метров без подготовки бегать нельзя.
Учителя справедливо отмечают, что у ряда школ области нет спортивных площадок и развивающего инвентаря, а так называемые статусные школы переполнены, и из-за введения в расписание третьего часа физкультуры в спортивном зале частенько одновременно занимаются сразу несколько классов. Как результат, у школьников нет тяги к физическому совершенству.
В разговорах с педагогами, родителями и старшеклассниками часто звучит тема ЕГЭ.
– В прошлом году мой старший сын сдавал ЕГЭ, теперь в выпускной класс пошла дочь, – рассказывает Любовь
Ганьшина, жительница Липецка. – К ЕГЭ уже давно относятся не как к проверке всего багажа знаний, а как к препятствию, которое надо преодолеть.
Сообщаем, что никаких отмен ЕГЭ законом об образовании не предусмотрено. В управлении образования и науки нас проинформировали, что традиционно произойдут преобразования в содержании контрольно-измерительных материалов ЕГЭ – вопросы и задачи для выпускников будут изменены. Также ожидается, что в ближайшие годы к обязательным для сдачи предметам – русскому языку и математике – добавится иностранный язык. И ещё одна новость: результаты ЕГЭ будут действовать в течение пяти последующих за сдачей лет.
Даёшь кузницу кадров!
В ближайшее десятилетие экономики области понадобится порядка 25 тысяч новых профессиональных работников. Где их взять? Многие ранее существовавшие профессиональные училища прекратили свою деятельность. К счастью, не все. В 31 учреждении начального профессионального образования в этом году будут обучаться 7045 учащихся.
– На линейку «первого звонка» пришли 200 первокурсников, которые решили стать кулинарами-кондитерами и продавцами-контролёрами, – уточнила данные приёма-2013 Валентина Шуцкая, директор ПУ № 3. – В этом году отмечен сильный наплыв абитуриентов: сформировано 8 групп по 25 человек.
А вот ПУ «технического» профиля недосчитываются учащихся. В целом в профессиональных училищах в этом году план набора исполнен на 94,3%. Возможно, положение изменят создающиеся в области образовательные кластеры? Уже заявлено о начале функционирования новых образовательных объединений для агропромышленного, строительного, машиностроительного и металлургического комплексов региона.
Нужны перемены
Алексей Овчинников, преподаватель Баловневской школы Данковского района, победитель конкурса «Учитель России - 2011»:
– Наверное, впервые в истории современной школы законодательно утверждены такие формы обучения детей, как семейное и дистанционное образование, образование на дому. А это значит, что ученик и его родители получают право выбора – не только школы, но и других узаконенных форм образования. Как сельскому учителю мне важно было узнать, что отныне, в соответствии с законом об образовании, никакой чиновник не наделён правом закрывать школу.
Принимать решение могут только сами местные жители. К сожалению, закон не пошёл дальше по наделению школ более весомыми полномочиями. У нас в области школы остались в подчинении муниципалитетов. Но разве у чиновников администраций мало других забот – ЖКХ, дороги, и прочее, и прочее?
Всё отшлифует практика
Юрий Таран, руководитель областного управления образования и науки:
– Новый закон «Об образовании в РФ» - это серьёзный рабочий документ, Однако не стоит рассчитывать, что он в одночасье решит все проблемы и снимет все вопросы. Закон даёт общие понятия, а их конкретная реализация будет регулироваться подзаконными актами и постановлениями. Так, пока не до конца понятно, как будет реализовываться контроль за качеством образовательных услуг, какими критериями должны руководствоваться при этом заинтересованные стороны. Есть определённые неясности и по предстоящей для образовательных организаций переаккредитации. Предстоит большая работа, в том числе и на областном уровне.