Судьба фермера Анатолия Васильева как две капли воды схожа с судьбой всего русского фермерства. Он, по сути, брошен на произвол судьбы в бескрайних ржаксинских полях. Выживешь – хорошо, нет – никто горевать не будет. Государство не создало почти никаких условий для того, чтобы стимулировать развитие фермерского движения.
Соль земли
Фермеры – это соль земли, они способствуют сохранению уклада сельской жизни, культуры, производят экологически чистую продукцию. Хотя мне могут возразить, что государство помогает товаропроизводителям. Например, в этом году предусмотрено погектарное субсидирование. Но этих средств фермеру Васильеву хватило только на то, чтобы приобрести 10 тонн солярки. Вот и вся помощь.
– Хозяйство было организовано в 2004 году. Первые пять лет были очень тяжёлыми. У нас не было никакой залоговой базы. Поэтому невозможно было рассчитывать на займы. Но постепенно вставали на ноги. В прошлом году взяли кредит в банке на сумму свыше 5 млн руб., в этом ещё – 1,5 млн. Эти средства в основном пошли за закупку техники. Недавно в Белоруссии приобрели импортный комбайн Case («Кейс»). Он хоть и не новый, но мы сразу же ощутили его преимущества. Недавно купили три трактора, два из них – 2012 и 2013 годов выпуска, а также жатку под подсолнечник, культиватор, опрыскиватель, сеялку, каток, дискатор и другие орудия производства, – делится Анатолий Владимирович.
Козыри
Основной козырь фермера Васильева – это качество продукции. Поэтому проблем с её реализацией нет. Только вот цена закупки зачастую сводит все усилия на нет. Например, в этом году стоимость подсолнечника упала до 8 рублей за килограмм.
– Мне ещё повезло, я убрал подсолнечник до дождей. Те, кто не успел, получил урожай с высокой кислотностью. Поэтому вынуждены его продавать в буквальном смысле слова за три рубля. Сегодня подсолнечник – одна из прибыльных культур. Мы закончили его калибровку, готовим к реализации, – говорит Анатолий Васильев.
Основная специализация КФХ Васильева – это растениеводство. Общая площадь обрабатываемой земли – 553 гектара. Здесь, кроме подсолнечника, выращивают ячмень, пшеницу, овёс. Но Анатолий Владимирович думает со временем заняться и свиноводством. Сегодня на рынке всё чаще спрашивают «настоящую свинину», произведённую в фермерских хозяйствах, а не в крупных свиноводческих комплексах, где применяются химические стимуляторы роста.
Под честное слово
Трудится в хозяйстве четыре человека. Отрадно, что сын Сергей по–настоящему увлёкся сельским хозяйством. Поэтому у Анатолия Владимировича появилась
надежда, что все его начинания не пропадут даром. Второй сын, Алексей, также хочет попробовать свои силы в сельском хозяйстве. Может быть, и дочка Екатерина со временем вернётся из города в село? Кто знает, каким боком жизнь повернётся.
Вообще, отношения в небольшом коллективе очень добрые, даже семейные, каждый знает, что делать, никого не нужно подгонять или заставлять.
– У меня работают отменные специалисты. Николай Новичков может реанимировать любую «мёртвую» технику или аппарат, Алексей Фомичев освоил многие виды машин, механизатор–универсал, Татьяна Леонова также для нас незаменимый человек, – тепло отзывается о своих работниках Анатолий Владимирович.
По его словам, без добрых отношений и честного слова невозможно прожить на селе. Действительно, когда у фермера нет достаточных средств, часто под честное слово руководитель Чакинской нефтебазы Галина Парнюк отпускает Анатолию Васильеву горюче–смазочные материалы. Знает, что он никогда не подводит, возвращает долги при первой же возможности.
Болит душа у фермера и за родное село Лукино. Он родился и здесь вырос. Много лет проработал простым шофёром в местном коллективном хозяйстве. Но после его развала решил уйти на вольные хлеба. И не просчитался. Кипит в нём вольная кровь антоновских повстанцев и луконинских хлебопашцев.
На правах рекламы