Владимир Рощупкин известен не только в селе Яблоновец. Аграриям Тамбовщины он знаком по истории с голодовкой, что осенью в 1992 г. объявляли наши фермеры в Москве. Тогда удалось отвоевать миллиарды для фермеров России, и, в частности, миллиард для крестьянских хозяйств Тамбовщины. Работой на земле занимается Владимир Александрович уже более двадцати лет, но по–прежнему не уверен в стабильности.
Надеялись на лучшее
– Благодаря тем средствам, что всё–таки выделило государство взамен «силаевскому миллиарду», многие фермеры смогли удержаться на плаву. Нашему хозяйству тогда досталось три миллиона. Именно они и стали подспорьем, чтобы начать заниматься растениеводством, – вспоминает Владимир Рощупкин.
Закупили технику, возвели ангар, провели линию электропередач. Раньше были уверены: все получится. Мол, это первый год тяжело, а потом процесс наладится. Как бы трудно ни было, всегда хотелось дойти до логического конца. Однако и сегодня, с огромным опытом за плечами, легче не стало.
– В нашей стране было немало желающих заниматься сельским хозяйством. Но без хорошей государственной поддержки российскому фермеру просто не выкарабкаться, – говорит Владимир Рощупкин. – За рубежом государство заинтересовано помогать тем, кто работает с землёй, а в России нашего брата вспоминают, когда засуха. К примеру, в той же Америке фермеры не возвращают основную сумму кредита, а платят только проценты. У нас же, чтобы погасить кредит, рентабельность должна быть в разы выше. Да и оформить сам кредит сейчас стало целой проблемой: с каждым годом банки запрашивают всё больше всяких бумаг.
А ещё Владимир Александрович убеждён, что сегодня, как никогда, для успеха в фермерском бизнесе нужна плановость развития. Ведь от незнания долгосрочных рыночных цен и потребностей региона в тех или иных продуктах зачастую все труды крестьянина пропадают даром.
Риск – во всем
За двадцать с лишним лет смог расширить хозяйство с 40 до 600 га. Всю базу создавал с нуля, буквально своими руками. Сегодня в хозяйстве имеется два ангара, девять единиц техники, из них два трактора: К–700, К–701, три ЗИЛа, 3 комбайна. Также планируется приобрести белорусскую технику, а ещё установить ЗАВ и построить сушилку для зерна.
– Работать сегодня многие научились: и в технике разбираемся, и в семенах, и в удобрениях. Но, к сожалению, сельскохозяйственный бизнес теперь очень рискованный. И успешное выполнение наших планов не всегда зависит только от нас, – считает Владимир Рощупкин. – Большое значение имеет качество приобретаемых семян, удобрений, гербицидов. Главный наш агроном – это погода. Вот когда сложатся все эти составляющие, тогда и можно получить то, что запланировал. А надеяться на страховые компании, что они покроют риски, – дело ненадёжное. Если какой–то катаклизм случится, найдут причину, чтобы отказать в выплатах.
Важно постоянно развиваться
Прошлый год для КФХ В. Рощупкина, как и для многих других хозяйств, был сложный. При проведении уборки урожая дожди останавливали работы на 2–3 недели. В итоге показатели таковы: яровых – 25 ц/га; озимых – 34 ц/га; подсолнечника – 16 ц/га. Но главное, что затяжные дожди отразились на качестве убранного урожая.
– Все мы убедились, что надо иметь более производительную уборочную технику и оборудование для дальнейшей обработки зерна, в частности – сушилки. Только тогда можно будет не только спасти урожай, но и качественно его сохранить, – констатирует Владимир Рощупкин.