Лишь в 118 городах мира сегодня остались троллейбусы. Тамбов – в их числе. Главное преимущество присутствия на наших дорогах «рогатых» – это высокие экологические параметры. Но выживать транспорту, который скоро будет считаться эксклюзивным, сегодня крайне сложно.
Студенты да старики
Троллейбус – машина социально значимая. Но по техобеспечению он был и остаётся убыточным. Контингент электрического вагона – студенты, пенсионеры да рабочие, которые ездят по утрам и вечерам. Количество пассажиров в последние годы резко упало.
– Раньше люди часто ездили на рынок, в парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, которые находились преимущественно в центре города. А теперь что? Вся инфраструктура расположена в шаговой доступности от жилых массивов. А ещё своих машин у людей стало значительно больше, – говорит молодая мама Ирина Строкова.
Дисциплина
И всё–таки троллейбусы не потеряют своей актуальности. Главный их козырь в том, что не загрязняют воздух. Во многом благодаря этому Тамбов и занимает высшие строки всех рейтингов по экологическим показателям.
К тому же гаишники считают «рогатых» самым безопасным общественным транспортом, ведь по вине водителей троллейбусов практически не происходит ДТП. Частные же маршрутки и автобусы в гонке за прибылью частенько создают аварийные ситуации. Региональный Госавтодорнадзор нередко напоминает их хозяевам–предпринимателям о необходимости соблюдения режима работы и отдыха водителей. А ещё о том, что выпускать неисправный транспорт на маршруты нельзя.
Получается, что «муниципальные водители» более ответственны и дисциплинированны. Вопрос в том, как по максимуму оптимизировать все затраты на «рогатых», т. к. поступающих дотаций постоянно оказывается недостаточно.
На чём экономить
Один из вариантов экономии – замена контактных сетей и их усовершенствование. На центральных улицах состояние проводов просто печальное, отсюда – потери в энергосбережении. По словам специалистов, замена старых проводов на новые поможет сэкономить около 30% электроэнергии. Плюс ко всему, модернизация контактной сети увеличит пропускную способность. Ведь электротранспорт проходит все контактные узлы с малой скоростью и остановками и тормозит движение на дорогах.
– В прошлом году мы поменяли узлы на перекрёстке Советской и Интернациональной, и сразу результат налицо – заторов на этом участке стало значительно меньше, – поясняет Михаил Михалёв, директор МУП «Тамбовгортранс». – В дальнейшем планируем построить сеть по улице Сенько и по Советской – от Бульвара Энтузиастов до улицы Свободной. Новыми проводами соединится и промзона: Бастионная – Мичуринская.
Сократить издержки по расходам позволит и модернизация тяговых подстанций. Ведь в Тамбове, по старинке, в них всё ещё дежурят люди: 11 подстанций обслуживаются несколькими десятками человек. В других же регионах труд людей заменили автоматы.
Есть и ещё один источник утечки средств – наличный расчёт за билеты. А потому рассматривается вопрос о внедрении электронной системы оплаты проезда – с помощью карт. Кондукторы при этом останутся – они будут работать со специальным переносным устройством, считывающим штрих–код с карты. Так транспортники надеются гарантированно доводить всю выручку до предприятия.