Примерное время чтения: 7 минут
437

Пианист Николай Луганский: «Культура движется в правильном направлении»

Лариса Щербинина, АиФ-Тамбов:– Николай Львович, сегодняшний концерт проходил в формате open–Air, т. е. на открытом воздухе. Насколько актуальна эта идея для академических исполнителей?

досье
Николай Луганский родился в Москве в 1972 г. в семье научных сотрудников. С пяти лет играет на фортепиано. С 1979 по 1990 г. учился в Центральной музыкальной школе г. Москвы у Т. Е. Кестнер. В 1995 г. окончил Московскую консерваторию (учителями были Т. П. Николаева и С. Л. Доренский); В 1997 г. окончил ассистентуру-стажировку (руководитель - С. Л. Доренский). С 1998 г. преподаёт в Московской консерватории по классу специального фортепиано совместно с профессором С. Л. Доренским. Является солистом Московской филармонии. Удостоен званий «Заслуженный артист России» и «Народный артист России». Женат. Трое детей.
– Фестивали, проводящиеся на открытом воздухе, актуальны. Но не надо забывать, что классическая музыки всё–таки предназначена для исполнения в закрытых помещениях. Хотя есть исключения, которые идут ещё издревле. Взять музыку, звучавшую в греческих амфитеатрах. Концерты на свежем воздухе давались во времена Баха и Генделя – например «Музыка на воде».

В России играют и на Красной площади, и на других площадках. Но климатические условия нашей страны позволяют проводить классические концерты на открытых площадках, в основном летом. В Европе больше подобных фестивалей; особенно популярны они во Франции.

Конечно, такой вариант очень удобен для публики: вы дышите воздухом, любуетесь красотами природы. Но для исполнителя – настоящее испытание, потому что нет акустики, ошибки слышны очень чётко, а звуковая атмосфера совершенно другая.

Колоссальное удовольствие

– Как вам сегодняшний концерт в Ивановке? Ведь именно в этом месте, между флигелем и школой, сцену установили впервые.

– Полноценные симфонические концерты на открытой площадке здесь проводились и раньше, но за прудом. Сегодняшняя задумка, на мой взгляд, более интерес­ная. Конечно, в отличие от концертного зала, здесь всё иначе: чем ближе к сцене вы сидите и чем «центральнее», тем лучше. На дальних местах слышимость хуже. В концерт­ных залах очень часто бывает наоборот.

Но результат, который мы видим, потрясающий. Около двух тысяч человек, собравшихся здесь не только из крупных городов, но и из мест, где пока скудная культурная жизнь, это – большой прорыв.

И всё–таки концертный зал заменить ничто не может. И сегодня мы думаем о том, как воплотить такую идею в Ивановке. Безусловно, это потребует огромного количества усилий, денег и участия многих людей. Но я не теряю надежды, что задумка осуществится. Однако и концерты на открытом воздухе никто не отменит.

– Вы сегодня предстали не только в качестве исполнителя, но и зрителя – во втором отделении концерта. Каковы ощущения?

– Я слушал и получал колоссальное удовольствие. Вообще, считаю большим счастьем, что проводил этот фестиваль один из самых–самых лучших оркестров мира и великий музыкант Плетнёв. О том, чтобы Рахманиновские фестивали под эгидой Российского национального оркестра в Ивановке стали регулярными, можно только мечтать. Но опять же нужно более тщательно продумать вопрос с установкой сцены. На мой взгляд, для того, чтобы звук «отражался», здорово было бы приблизить сцену к стене школы.

Правильный вектор

– Вы на протяжении многих лет тесно связаны с Тамбовщиной, являясь художественным руководителем традиционного Рахманиновского фестиваля в областном центре. Как можете оценить состояние культуры в нашем регионе?

– Мне всегда трудно что–то оценивать. Это вам, журналистам или чиновникам, легче обобщать ситуацию. Я же исполнитель, моя жизнь проходит по большей части на сцене. Однако и «со своей колокольни» могу сказать, что культура движется в правильном направлении. Рахманиновские фестивали в Тамбове и в Ивановке, в которых участвуют замечательные коллективы и солисты – яркое тому подтверждение.

Стараюсь быть человеком объективным, и в чём–то мне проще видеть картину мира, т. к. по полгода провожу за границей. В целом, ситуация в России за последние 10 лет пусть медленно, но меняется в лучшую сторону. По крайней мере, то количество концертов, что я даю в нашей стране за год, увеличивается. Думаю, что такая тенденция сохранится и дальше. Дело в том, что мы мгновенно увидели результаты тех разрушений, что коснулись и науки, и культуры в России двадцать лет назад.А созидать приходится десятилетиями.

Сегодня хочется больше играть в русских городах, в том числе и в провинции. И не потому, что к русским какое–то плохое отношение в других странах – просто у нас улучшаются условия для музыкантов. Нормальные люди и в Америке, и в Европе прекрасно относятся и к россиянам в целом, и в частности к нашим артистам и нашей музыке.

– Известно, что Рахманиновские фестивали проходят не только на Тамбовщине. Есть в чём–то их отличие от наших?

– Наверное, самое главное отличие – сама атмосфера тамбовской земли. Ведь именно с Тамбовщиной Рахманинов связан настолько тесно в плане творчества, как ни с каким другим местом на земле. В Ивановке было написано более трёх четвертей его великой музыки.Понимаете, есть какие–то и примитивные различия, связанные с финансовыми возможностями разных регионов. К примеру, возьмём богатый город Казань, где тоже проходят Рахманиновские фестивали. Там замечательный симфонический оркестр, который, надеюсь, в следующем году приедет в Тамбов. Во всяком случае, главный дирижёр коллектива Александр Сладковский заявил, что был бы рад поучаствовать в Тамбовском фестивале.

Параллельные миры

– Как считаете, может ли музыка «развести» всё более сгущающиеся тучи над Украиной?

– Затрудняюсь дать ответ на этот вопрос. Михаил Васильевич Плетнёв совсем недавно дирижировал в Одессе. И, насколько я знаю, он посвящал концерт памяти жертв того кошмара, что произошёл там в начале мая. Хотелось бы, чтобы высокое искусство и впрямь могло помочь. Хотя, как мне кажется, это почти параллельные миры. В зал приходит много зрителей, погружённых в светлые мысли, готовых творить только прекрасное. Но есть и достаточно маленькая кучка людей с большим запасом агрессии. К сожалению, они–то и могут изменить очень многое. И всё–таки хочется быть оптимистом и сказать: да, музыка способна что–то поменять к лучшему.

В ре–бемоль мажоре

– Николай Львович, есть ли у вас любимая тональность?

– Непростой вопрос. В последнее время возник ре–бемоль мажор. Это и кульминация второй части Третьего рахманиновского концерта, и кульминация вариации № 18 его Рапсодии на тему Паганини, и двадцать четвертая прелюдия Рахманинова, которая играется довольно редко.

– Откуда черпаете силы после концертов?

– Например, сегодня получил огромный заряд сил, слушая Вторую симфонию Рахманинова в исполнении Российского национального оркестра. Если удаётся как следует выспаться, тоже помогает. Восстанавливаюсь и во время посещения каких–то интересных мест в разных городах. А вообще спасает музыка и общение с хорошими людьми.

– Много фальши встречаете в жизни помимо музыки?

– Если вас интересует, начинаю ли я с ней активно бороться или не реагирую, то скажу, что не реагирую на неё. Есть люди с героическим запалом, которые пытаются бороться с фальшью. Но это сложно – здесь можно и ошибиться. А я просто занимаюсь тем делом, где фальшь изначально обречена. И для меня это счастье.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах