Гром грянул – пора креститься: государство объявило курс на импортозамещение лишь после того, как Запад ударил экономическими санкциями. Теперь нужно в считанные месяцы усовершенствовать господдержку производства, ведь отечественная продукция не должна быть дороже заграничной: в и без того непростых экономических условиях не стоит испытывать терпение населения.
Где «длинные» кредиты?
– Уровень процентных ставок не позволяет не только модернизировать производство, но и просто поддерживать хоть какую–то доходность, – считает Алексей ГОРДЕЕВ, губернатор Воронежской области. – Очевидно, что нужны дешёвые «длинные» кредиты. Пусть это будут целевые деньги, направляемые на производство, с задачей обеспечить импортозамещение товаров, по которым у нас есть абсолютные и сравнительные преимущества. Яркий пример – производство молока и молочной продукции. На российский рынок за счёт отечественного производителя поступает в год примерно 17 млн тонн сырого молока. В то же время по импорту молочной продукции в пересчёте на молоко завозится 10 млн тонн. То есть 40% составляет импорт – на сумму 5 млрд долл. США. При этом сравнительный анализ показывает, что никаких естественных преимуществ у европейских производителей нет.
И всё же, насколько воронежские производители готовы к новым задачам? По всей видимости, с продуктами питания проблем быть не должно. Так, в городском управлении развития предпринимательства и потребительского рынка уверяют, что трудности могут возникнуть разве что с лососёвыми видами рыб и элитными продуктами, которые большинство воронежцев никогда и не пробовало: итальянскими и французскими сырами, испанским окороком–хамоном и т. д.
Забыли про овраги
В общем, чиновники рисуют чрезвычайно благостную картину. На бумаге местные производители получают всю необходимую поддержку и не испытывают никаких трудностей со сбытом.
– Недавно у нас прошло расширенное совещание с представителями производителей и торговых сетей, – рассказала Нина Колтакова, советник отдела развития потребительского рынка области. – Серьёзных проблем не выявляется. В ноябре прошлого года наши региональные сети присоединились к всероссийскому кодексу добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и производителями продовольственных товаров. Недавно этот кодекс подписали и региональные производители.
При этом специалисты организаций по защите прав потребителей, как и простые читатели, утверждают, что в последние недели подскочили цены на разные виды продуктов. В том, что ограничение импорта вызовет подорожание, не сомневались и многие учёные–экономисты. Между тем, созданный недавно областной штаб по мониторингу цен ничего серьёзного не заметил.
– Ценовая ситуация остаётся стабильной, – уверена Нина Колтакова. – С 17 августа тенденции роста цен на продукцию воронежских производителей не выявлено.
Зато на днях сообщениями о подорожании заинтересовалась генеральная прокуратура. Воронежская область попала в число регионов, где ведомство в ближайшее время проведёт проверку. Силовики обещают «жёстко пресекать ценовые сговоры, противоправные действия поставщиков продукции, фирм–посредников, влекущие нарушение законных прав потребителей».
Конечно, и с поддержкой производителей всё не так благополучно. Яркий пример – плодоводство. Область до сих пор не может обеспечить себя фруктами. После ввода санкций чиновники надеются на Турцию, Таджикистан и другие не попавшие под эмбарго страны. У нас же разбить сад стоит сегодня примерно миллион рублей за гектар. Между тем, по словам аграриев, получить кредит становится всё сложнее: банки даже многолетние сады не считают залогом. В то же время программа по развитию отечественного садоводства свёрнута. В Польше при посадке сада государство компенсирует 50% затрат. В России – 4%!
Кроме того, как отмечают специалисты, часто свою продукцию местные производители поставляют куда угодно, только не в Воронеж. Сети диктуют жёсткие условия, с которыми порой не могут согласиться даже крупные компании. А воронежские фермеры туда и подавно попасть не могут: поставщики с 20, 40 и даже 200 т продукции сетям не интересны. Объёмы должны быть больше раз, этак, в тысячу. Отстаивать свои позиции сообща, как те же французские коллеги, которые на днях даже сожгли здание налогового управления, воронежские фермеры пока не научились.
Впрочем, представители воронежских торговых сетей не согласны с такими обвинениями и, в свою очередь, предъявляют претензии к качеству местной продукции.
– Ни с одним из местных поставщиков и товаропроизводителей за последний год мы отношения не разорвали, – говорит Сергей Кастрюлёв, директор «Центрторга». – Если фермерские хозяйства будут к нам обращаться напрямую, мы будем с ними сотрудничать. Но сотрудничать нужно на равных. Если партнёр не может выполнить обязательства, не нужно их брать. Ведь каналов продаж очень много – сети занимают лишь 20–25%.
Особая проблема – транспортировка и хранение продуктов. Откликнувшись на предложение бизнеса, чиновники уже планируют создать под Воронежем оптово–распределительный центр, который позволит быстрее и дешевле поставлять на рынок свежие овощи.
И снова – кадры
Представители региональной промышленности планы руководства страны тоже восприняли с надеждой. И главной проблемой на воронежских заводах считают нехватку кадров.
– Наши технические вузы готовят абы кого и абы как, там не представляют потребностей бизнеса. Студенты не могут работать на нашем оборудовании, – констатирует Николай Красножон, председатель совета директоров «Грибановского машиностроительного завода». – А в северо–восточном округе Воронежской области нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило специалистов для промышленных предприятий. В Борисоглебске необходимо в кратчайшее время открыть филиал Воронежского технического университета. Несомненно, тормозят развитие рост цен на энергоресурсы и коррупция, особенно в нефтегазовой отрасли. Кредиты мы не берём – они поставят нас в кабальные условия. Было бы прекрасно, если бы инвестиции в производство не облагались налогом. И всё–таки деньги – не основная проблема. Нужны люди. Мы за 25 лет растеряли главное – кадры.
Ситуация, в которой оказалась страна, настолько сложна, что, конечно же, хочется верить: заявления о поддержке реального сектора, которые мы слышим не первый год, наконец перестанут быть пустыми декларациями. Тем более что воронежские производители хотят и готовы осваивать новые возможности.
Воспользовались шансом
Андрей Бокарев, исполнительный директор воронежской кондитерской фабрики:
– Санкции – шанс увеличить объёмы производства, и мы его уже используем. В этом месяце по сравнению с сентябрём прошлого года объёмы производства у нас выросли на 20%. Конечно, есть небольшие проблемы с сырьём, которое не производится в России, например, с миндальным орехом. Но где–то мы меняем компоненты, где–то меняем поставщиков, так что всерьёз проблема нас не коснётся и принципиального повышения цен не ожидается – будет только сезонная инфляция. Есть большие возможности – заявки по всем видам нашей продукции сейчас только растут. Мы усиленно набираем персонал. Вот как играют санкции.
В ближайшее время будем открывать свою торговую точку на Центральном рынке. Местные сети нас представляют вполне лояльно. С федеральными сетями – сложнее, но вопросы решаются.
Кто за кем побежит?
Галина Зайцева, начальник дирекции закупки «Висант–торг» (сеть «Пятью пять»):
– Я считаю, что хорошие перспективы появились у производителей плодоовощной продукции. Если раньше они бегали за сетями, то сейчас сети будут бегать за ними. Мы подписываем договоры с производителями на их условиях, по их форме, без ретро–бонуса, с отсрочкой платежа в 14 дней, что соответствует сроку годности. Продукцию предлагаем покупателям практически по таким же ценам. Например, по луку: 9 руб. – закупка, 9 руб. – продажа. Банк помогает нам организовать встречу со своими клиентами – местными фермерами, производящими фрукты и овощи. Действительно, в марте–апреле цена возрастает и приходится торговать израильской продукцией. Но здесь проблема в том, что ещё не построено овощехранилище высокого уровня, которое позволит сохранять урожай, выращенный местными производителями, и довезти его до наших прилавков. Так что я думаю, санкции – большой плюс для всех нас.
Всё хорошо – только на бумаге
С позиции власти всё хорошо. Но чиновники оперируют статистикой. А ведь, например, лишь 17% картофеля выращивается у организованных производителей, а 83% – в личных хозяйствах, так называемых дачных участках.
Найдите в апреле хоть один магазин, где был бы местный картофель. Не найдёте. Второе – мониторинг цен. По–русски это звучит так: производителей жёстко зажали по цене. Мы согласились, что первые месяца два нужно держать оптовые цены. Но что они смогут сделать, когда закончится отечественный картофель, и сети начнут закупать импортный? Сразу резкий скачок в 2–2,5 раза. Теперь о взаимоотношении с сетями. Идёт разговор сильного со слабым. У сетей существуют свои правила игры. И мы вынуждены их принимать. Бонус – 12%, отсрочка платежа – 15 дней. Возврат некачественной продукции – 15 дней.
А пусть производители попробуют получить бюджетный заказ. Неписанные правила таковы, что стать поставщиком детского дома или детского лагеря очень сложно. Назначая лоты, чиновники могут указать картошку вместе с селёдкой. Но где же взять селёдку в Воронежской области? Отсрочка платежа – три–четыре месяца. Понятно, кто туда пойдёт. Производитель этого не выдержит. Так что меры господдержки у нас – только на бумаге.
Игорь Алименко, гендиректор «Логус–агро»