В нашей стране не так много предприятий, которые смогли пережить не одну смену эпох, политических формаций, и при этом на каждом историческом витке развиваться, всегда оставаясь в авангарде. «Милорем» по праву называют столпом российской промышленности. В этом году заводчане отмечают знаковое событие – их родному предприятию исполняется 155 лет.
Завод и город – в единой связке
Сентябрьский день, когда предприятие пригласило гостей со всей страны отметить долгожданный юбилей, надолго запомнится насыщенной и яркой программой. Коллектив завода бережно хранит память о прошлом, и об основных вехах гостям интересно и подробно рассказали на экскурсии в музее.
История Мичуринска неразрывно связана с железной дорогой. В XIX веке город назывался Козлов, и одним из самых памятных дней стало 4 сентября 1866 года, когда жители вышли к вокзалу для встречи первого поезда Рязано-Козловской железной дороги. Тогда и было положено начало развитию всей Юго-Восточной железной дороги, появились столь необходимые Козловские железнодорожные мастерские, которые производили ремонт вагонов и паровозов. Мастерские постепенно росли и развивались, и уже в 1928 году предприятие выросло в большой паровозоремонтный завод, став одним из лучших в стране.
Суровым испытанием стали годы Великой Отечественной войны. Завод был переориентирован на выпуск продукции для фронта, 1500 работников защищали Родину на полях сражений. 357 человек пали смертью храбрых. Каждый день, приходя на родное предприятие, заводчане на миг останавливаются возле памятника, где на гранитных плитах отмечен каждый не вернувшийся с войны солдат.
Послевоенная история связана с именами сотен выдающихся передовиков и новаторов производства. На смену паровозам постепенно пришли тепловозы, и в 1973 году завод перепрофилировали на капитальный ремонт чешских маневровых тепловозов серии ЧМЭ, которых в СССР было поставлено более восьми тысяч. Сейчас, когда более половины тепловозов серии ЧМЭ-3 уже выработали свой срок службы, на заводе создали технологию капитального ремонта локомотивов, позволяющую продлить срок их службы.
В меняющихся экономических условиях 90-х годов завод не стал заложником узкой профильности и освоил ремонт новых тепловозов ЧМЭ-3Т и ЧМЭ-3Э, «начинённых» уже электронной аппаратурой, а затем и магистральных тепловозов отечественного производства серий ТЭП-60 и М-62. Было освоено производство больше 700 наименований запасных деталей, и отказ от импорта позволил сэкономить значительные средства, которые завод направил на техническое перевооружение производства и создание современных финансовых и маркетинговых служб.
Город в городе
С большим интересом гости праздника посетили цеха и производственные участки предприятия, воочию убедившись, что «Милорем» сегодня – это единый, взаимосвязанный и сложный организм. Экскурсия по цехам потребовала времени, ведь сложное, многопрофильное производство располагается на территории в 32 гектара! По сути, это город в городе.
Предприятие выполняет полный цикл работ по ремонту тепловозов: ремонт дизелей, воздушных компрессоров, турбокомпрессоров, гидромеханических редукторов, ремонт электрических машин и электроаппаратуры, ремонт и производство тепловозной электроники, новых тепловозных и вагонных колёсных осей, производство запасных частей.
Ведущее подразделение завода – тепловозосборочный цех. Здесь производится капитальный ремонт маневровых и магистральных тепловозов. С 1977 года вся работа осуществляется с помощью поточно-конвейерного метода, в цехе сейчас работают около 400 человек. В год он может ремонтировать до 300 тепловозов различных серий. Дизельный цех производит капитально-восстановительный ремонт и даёт новую жизнь до 350 дизелям в год. В тележечном цехе трудятся 84 человека. Сюда после разборки тепловозов поступает экипажная часть. Эти работы особенно важны, ведь от исправности рычажно-тормозной системы напрямую зависит безопасность движения. Колёсный цех существует с самого основания предприятия. Здесь ремонтируют колёсные пары тягового и подвижного состава с заменой элементов.
«В 2005 году мы переехали в новое помещение, которое занимает более 8 тысяч квадратных метров, – рассказывает начальник цеха Вячеслав Гаврилин. – С декабря 2019 года благодаря реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» мы применяем самые современные методики производственного совершенствования. Сейчас наш цех может выпускать до двух тысяч колёсных пар в год».
Также гости посетили электромашинный, литейный цех, цех запасных частей, подробно узнали о работе каждого и получили ответы на все интересующие вопросы. Главный вывод один – работа на «Милореме» просто кипит, и лучше всего о сегодняшнем дне предприятия говорят слаженность, порядок, шум станков и живая рабочая атмосфера.
Вперёд, локомотив!
Юбилей предприятия стал двойным праздником – в этот день гостям презентовали цех сборки и разборки локомотивов, закладка которого состоялась 15 января 2020 года. Как отметил генеральный директор завода «Милорем» Алексей Коршиков, построить его удалось в сжатые сроки.
«Год назад мы заложили фундамент, и вот теперь рады показать и рассказать, каким будет этот новый цех! – отметил он. – В ближайшее время нам предстоит отработать технологию, расставить на позиции оборудование, и запустим цех мы уже в январе-феврале будущего года. С его появлением сможем выйти на выпуск девяти локомотивов в месяц вместо шести, как сейчас. И на этом мы не остановимся, а планируем в дальнейшем увеличивать объёмы производства».
Среди почётных гостей праздника был генеральный директор управляющей компании «Железнодорожный сервисный альянс» Сергей Поличной.
«Грамотное руководство, профессиональный коллектив, поддержка со стороны руководства РЖД и администрации области – всё это стало слагаемыми успеха завода, с чем стоит поздравить весь дружный коллектив! – сказал он. – Открытие нового цеха – знаковое событие, и я уверен, что в будущем появится немало таких же светлых, радостных страниц, которые будут вписаны в новейшую историю завода!»
Дружными аплодисментами встретили заводчане и гости праздника выступление главы администрации Тамбовской области Александра Никитина. Поздравив с праздником, губернатор отметил высокие темпы развития предприятия.
«Об этом свидетельствуют абсолютно все показатели – экономические, налоговые, социальные. «Милорем» входит в пятёрку самых крупных налогоплательщиков области, это подтверждают данные последних лет, за что я благодарю руководство, акционеров и весь коллектив! – отметил Александр Валерьевич. – Мне вдвойне приятно находиться здесь и разделять общую радость, поскольку история предприятия тесно переплетена с историей моей семьи. Два моих деда – и по линии матери, и по линии отца – всю свою жизнь трудились здесь, и никаких других записей в трудовых книжках, кроме как о работе на родном заводе, у них не было. Один из моих дедов был кузнецом, и я помню шум кузнечного цеха, дружескую атмосферу, царившую на производстве. С детства я видел, что такое труд железнодорожников, и не понаслышке знаю, как люди поддерживали друг друга в трудную минуту, радовались общим успехам в праздники».
Александр Никитин подчеркнул, что главная ценность предприятия – люди, и сегодня крепки трудовые династии и традиции. Также глава региона отметил, что на создание цеха предприятие получило почти 700 млн рублей инвестиций, и не только на общестроительные работы, но и закупку оборудования, которое производится в том числе и на предприятиях области:
«Так инвестиционный капитал работает на экономику Тамбовщины! Почти полвека не было вложений, а теперь мы присутствуем на презентации нового цеха, который даёт не менее 140 новых рабочих мест».
Также глава региона вспомнил непростой 2015 год. Тогда Александр Валерьевич только заступил на должность руководителя области, и одной из первых задач поставил перед собой и командой – решить проблемы заводчан.
«Предприятие тогда вынужденно перешло на режим неполной занятости, не было ясности с заказами, да и перспективы выглядели туманно, – отметил он. – Мы встретились с председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Валентиновичем Белозёровым, и он откликнулся, поверил в то, что коллектив «Милорема» справится с временными трудностями. И теперь видим – справились! Это действительно удалось»!
Новые заказы обязательно будут. Эту радостную новость сообщил заместитель генерального директора – начальник дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Валинский:
«Будем смело и оптимистично смотреть вперёд! Я рад, что нахожусь здесь, что железная дорога, завод и жители города Мичуринска живут, идут вперёд и развиваются вместе»!
Сентябрьский день выдался дождливым и прохладным, но когда епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген освящал новый цех, вышло солнце.
«Пусть Господь благословит дальнейшее развитие завода, пусть в домах заводчан крепнут мир, любовь и православные традиции!» – отметил владыка.
Под дружные аплодисменты в цех зашёл первый локомотив. Внешне он выглядит невзрачно, но тем радостнее будет видеть, каким обновлённым, красивым, современным он выйдет из цеха в начале следующего года, чтобы отправиться в долгий путь по железным дорогам нашей огромной страны.
Вечные ценности
Завершилась праздничная программа в стенах Мичуринского драматического театра. Здесь гостям представили яркую и запоминающуюся постановку. Молодые артисты наукограда, вращая «колесо времени», поведали историю предприятия с первых дней и до современности. Стихи, песни, оригинальные образы, а также документальный видеоряд позволили зрителям погрузиться в прошлое, задуматься над вечными вопросами о том, что именно дружба и взаимовыручка в коллективе всегда объединяли поколения заводчан.
На сцене прозвучало немало тёплых слов, поздравлений от коллег, партнёров, друзей, вручались подарки, почётные грамоты, сменяли друг друга концертные номера. Выступающие отмечали большие достижения мичуринских машиностроителей и желали им дальнейших успехов. В ответном слове Алексей Коршиков пообещал, что завод продолжит двигаться к новым горизонтам, будет укреплять сотрудничество с заказчиками и добьётся новых успехов.
Мнение
Председатель совета директоров АО «Милорем» Анатолий Солодкий:
«Нашему заводу – 155 лет! Представьте, какие события происходили за эти годы, сколько поднялось и утихло человеческих страстей за это долгое время! Был царь-самодержец и огромная Российская империя, затем великая советская страна с Гражданской, Великой Отечественной войнами, восстановлением народного хозяйства. Во все эти периоды огромное значение имела железная дорога, она выступала важнейшей скрепой для огромных пространств! Сегодня мы видим, как завод осваивает новую продукцию, успешно развивается, люди получают стабильную зарплату, воспитывают детей, передавая им лучшие традиции. Я желаю труженикам нашего предприятия, ветеранам крепкого здоровья, счастья и всего самого светлого!»
Мнение
Глава города Мичуринска Максим Харников:
«Завод играет важнейшую роль для мичуринцев, его по праву стоит назвать нашим градообразующим предприятием. Коллектив нацелен на улучшение качества выпускаемой продукции, а руководство – на положительные перемены, совершенствование системы и внедрение эффективных принципов «бережливого производства». Уверен, что впереди ещё много успехов и побед. Желаю развития и новых достижений на благо Мичуринска и Тамбовщины!»
Это интересно
Успехи «Милорема» не раз отмечались на самом высоком уровне. Продукция предприятия становилась победителем конкурса «Сто лучших товаров России». По результатам международной экспертизы завод был номинантом на вручение Каннской серебряной медали и звания «Флагман XXI века». За умение выживать в условиях финансового кризиса он получил «Золотую медаль», учреждённую Ассоциацией содействия промышленности Франции. Также за высокие производственные показатели, сохранение и развитие производства заводу вручён сертификат «Лидер российской экономики».