Как оказалось, голубое топливо для селян иной раз сродни «чёрной магии». Деревенским жителям трудно разобраться в премудростях законов и постановлений. И их доверчивостью подчас пользуются «торговцы воздухом» в чиновничьих кабинетах.
Скот за газ
Напомним: поводом для газетных выступлений стала ситуации в селе Верхняя Тишанка Таловского района, где «Воронежоблгаз» отказался подключать людей к газораспределительным сетям без платы за право подключения, которая составляет ни много ни мало – 25 тыс. рублей. Согласно постановлению Воронежской области, эта плата должна собираться с жителей при газификации частных домов и идти в бюджет области. При этом, как пояснили в УФАС, газовики не имеют права отказать жителям в подаче топлива, даже если те ещё не внесли эту плату.
Это удалось доказать только после вмешательства Федерального арбитражного суда Центрального округа. Он отменил решение областного арбитража, не удовлетворившего требования УФАС признать действия газовиков нарушением закона о конкуренции, и предложил пересмотреть дело о «плате за право».
Казалось, справедливость восторжествовала. Однако случай с Верхней Тишанкой оказался далеко не единичным. Аналогичная ситуация сложилась во многих сёлах области.
– Нам пришлось заплатить 25 тыс. рублей за право подключения, – рассказывает Мария Панова, жительница Панинского района. – Но никто и не объяснил, что газ нам должны подключить даже без внесения этой платы. Просто пришли и сказали, что если не проплатим эту сумму, то не видать нам и газа.
То же самое сообщили жители села Алешки Терновского района.
– В этом году мы проводили в село газ, отдали за него кучу денег, и думали, что, наконец, расквитались со всеми счетами, – возмущается Инна Летуновская, жительница Алешков. – Но в итоге нам предъявили ещё одну плату – 25 тысяч рублей за право подключения, и сказали, что без неё нам газ не подадут.
Вот и выходит, что для селян прокладка газа – это не только праздник, но и головная боль. Средняя стоимость такого блага цивилизации – 100, а то и 150–200 тыс. рублей с одного двора. То, каким способом жители сёл, где молодых и богатых по пальцам пересчитать, достают нужную сумму, сродни героизму. Кто–то берёт банковские кредиты, кто–то продаёт весь скот, кому–то, по счастью, помогают дети.
Кому платить?
В редакцию также обратилась селянка, с которой «плату за право» требуют «задним числом». Пенсионерка Мария Купришвили пару лет назад вернулась в родное село Луговатка Верхнехавского района. Газом там люди пользуются уже на протяжении 6 лет. Приехав туда, женщина озаботилась подключением голубого топлива к своему дому. Вдвоём с сыном им удалось скопить нужную сумму, и в этом году в доме появился газ. Сейчас с женщины трясут пресловутые 25 тыс. рублей.
– Я даже не знала о «плате за право», – чуть не плача рассказывает пенсионерка. – Теперь глава поселения грозит мне судом, если я не внесу эти деньги. А откуда их взять, если мы с сыном всё потратили на проведение газа?!
Кстати, постановление, которое обязывает людей вносить «плату за право», пока никто не отменял. Суду удалось лишь доказать, что газовики не имеют к этим деньгам никакого отношения и не вправе в чём бы то ни было ограничивать тех людей, которые их не проплатили. В том случае, если «плата за право» не внесена, разбираться с неплательщиками будет уже правительство области, чьему перу и принадлежит постановление.
Вот только легче ли народу от того, что его деньгами распорядятся не газовики, а чиновники? Ведь как ни крути –последнюю стружку всё равно спустят. И главное – за что? За «народное достояние»…