Воронеж постиндустриальный
На прошлой неделе цикл семинаров, посвящённый будущему нашего города, провёл человек, входящий в первую пятёрку современных русских интеллектуалов, – Сергей Переслегин, философ, футуролог, писатель-фантаст из Санкт-Петербурга. Вместе со своим коллегой и соратником – супругой Еленой Переслегиной – он приехал к нам по приглашению книжного клуба «Петровский» и школы эффективных коммуникаций «Репное».
Творчеством Переслегиных в Воронеже интересуются многие: за 3 дня на их семинарах побывало больше 100 человек. Ещё бы, взгляд со стороны – острый и неожиданный, – может вовремя изменить сложившиеся стереотипы местного жителя.
На семинарах изучались различные сценарии развития города. При этом участники не только работали в пространстве истории, настоящего и будущего региона, но и исследовали его судьбу в контексте развития мира. Свою позицию Сергей Переслегин выразил в лекции «Когнитивный город Воронеж», которую прочитал в деловом центре «Ангстрем». По мнению футуролога, у региона есть все возможности сделать скачок в развитии, хоть и придётся преодолеть серьёзные препятствия.
–В Воронеже уже сложилось постиндустриальное общество, – отмечает Сергей Переслегин. –
Помимо прочего, это предполагает высокий уровень образования, которое в некотором плане бессмысленно. Человек индустриального общества учится, чтобы потом в этой области работать. В постиндустриальном он получает образование, потому что ищет смысл жизни. Например, мы работаем, иногда слишком много. При этом у нас нет ни начальника, ни подчинённых, ни места работы. Вернее, всё это есть, но не является базовым. Наша работа заключается в решении задач, которые возникают в сети, и ответы сообщаются там же. И через эту же сеть мы получаем какие-то средства, чтобы в дальнейшем существовать. Воронеж, безусловно, движется в этом направлении.
Схватка за уникальность
Впрочем, по мнению футуролога, чтобы ответить на вопрос – как будет развиваться город? – нужно спросить – зачем он должен существовать?
– Есть масса городов, которые жить не должны, но говорят: «Мы живём, и нам так нравится». И это сильный, хороший ответ. В драме Эсхила «Персы» царь Ксеркс, сжёгший Афины, недоумённо спрашивает: «Афинян город и поныне цел?». На что получает ответ: «У них есть люди. Это щит надёжности». Значит, остались люди, считающие себя афинянами, поэтому город жив. Другой вариант: город может иметь уникальное место в мировом или страновом разделении труда. У города может быть уникальный миф, который существует сам по себе.
Впрочем, в схватке за уникальность у Воронежа есть серьёзные соперники.
– Конкуренция страшная, – говорит Сергей Переслегин. – Белгород идёт одним путём, Воронеж – другим. Больше всего шансов на выигрыш у Ростова. За счёт географического положения у него очень быстрая динамика роста. Задача Воронежа – осознать себя городом, сцепляющим два куска страны и сказать: без меня никакой России бы не было!
– Переслегин высоко оценил уровень подготовки воронежской аудитории, – отметил Николай Сапелкин, организатор визита Переслегина. В свою очередь, участники семинара были восхищены эрудицией и смелостью суждений гостя. А это значит, что прошедшая встреча – только начало плодотворного сотрудничества.