319

Как реагировать на шантаж коллекторов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Черноземье 27/11/2013

Не слишком благозвучное для нашего уха слово «коллектор» с латинского переводится как «собиратель». Однако у многих воронежцев эта профессия вызывает совсем другие ассоциации, например, «надоедатель», «пугатель», «вышибатель»...

«А что вы так нервничаете?»

в тему
➊ Психологи говорят, что коллекторов не стоит бояться, а юристы добавляют, что при разговоре с ними нужно дать им высказаться и не провоцировать скандал, как бы вам не угрожали. ➋ Для того чтобы при разговоре с коллектором избежать неприятных контактов, психологического давления, специалисты рекомендуют придерживаться некоторых правил. Попросите представиться (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес) и запишите данную информацию. Спросите, почему коллектор обращается к вам. ➌ Выясните, на основании какого документа он требует вернуть задолженность (доверенность, договор уступки права требования). Попросите направить документы на ваш адрес по почте. ➍ Если звонки продолжаются, необходимо сказать, что все звонки записываются и, по возможности, действительно это делать. Разъясните положения ст. 163 УК РФ «Вымогательство». Если звонки не прекратятся, необходимо обратиться с жалобой в правоохранительные органы, имея на руках аудиозапись. ➍ Если должником являются ваши родственники, предупредите коллектора о том, что он разглашает банковскую тайну, и попросите общаться непосредственно с должником, а не через посредников. ➎ Вы не должны отвечать на вопросы коллектора. Если коллектор разговаривает грубо, оскорбляет или обвиняет вас в чём-то, вы вправе указать на некорректность его поведения и завершить разговор. Если вы оплачивали задолженность, но вследствие жизненных обстоятельств не можете это делать в настоящее время, в ваших действиях не содержится состав преступления и вас не могут привлечь к уголовной ответственности.

В марте этого года Дарья Кропоткина разошлась с мужем и осталась одна с годовалым ребёнком. Поначалу женщине казалось, что супруг пропал из её жизни вместе с проблемами – финансовыми, семейными и т. д. Но всё изменил один звонок. Вежливый мужчина попросил к телефону бывшего супруга, а узнав, что Дарья о его местонахождении не имеет ни малейшего представления, поведал ей про банковский кредит, оформленный на имя её бывшего, за который тот не отдал ни копейки. Девушка посочувствовала милому собеседнику, и они распрощались.

Однако спустя неделю звонки стали поступать чаще, а мужчина на проводе перестал быть милым. Беседы приняли иную форму: «А когда вы будете дома? Я хотел прийти к вам побеседовать». – «Я  вас не звала и на порог пускать не собираюсь». – «Ну, так на крылечке постоим, поболтаем». – «Извините, мне не о чем с вами болтать, у меня ребёнок маленький». – «Так я приду и вместе с вами погуляю с сыном, раз муж не приходит». Только после того, как девушка пригрозила, что заявит в прокуратуру, звонки, изводившие  молодую мать, прекратились.

У Елены Жигалиной есть потребительский кредит в одном из банков. Она добросовестно платила взносы. Но однажды перевод платежа задержала. Уже на следующий день ей позвонили коллекторы. Причём, когда женщина попыталась что–то объяснить, её перебили и поинтересовались, есть ли у неё ещё кредиты. А под конец спросили: «А что вы так нервничаете?».

Метод прессинга

В полицию часто обращаются с заявлениями на неправомерное поведение  коллекторов, которые, бывает, не гнушаются ничем: угрожают и побоями, и порчей имущества, и даже убийством. Но, как разъяснил Роман Самбулов, заместитель начальника отдела  по борьбе с организованными преступными группами УР ГУ МВД России по Воронежской области, для возбуждения уголовного дела недостаточно просто позвонить или прийти в полицию с жалобой, нужна как минимум аудиозапись.

Люди, по словам полицейского, в основном сетуют на то, что банк, продавая долг коллекторским агентствам, выдаёт им и личную информацию клиента, которую не имеет права разглашать. Впрочем, случаев с похищениями и убийствами, по словам замначальника угро, нет.

– Они только используют давление на психику. Самые распространённые способы – это звонки ночами на телефон и в домофон.

А между тем, коллекторские агентства являются лишь связующим звеном между кредитором и должником.

– Работа коллектора заключается в розыске должника, если он скрывается, установлении источников дохода, имущества должника, совместной работе с судебными приставами–исполнителями, если возбуждено исполнительное производство, – поясняет Анатолий Бобровников, директор коллекторского агентства, юрист. – Кроме этого, наши сотрудники  устанавливают контакт с должником, при необходимости проводят с ним очные встречи–переговоры, иные действия, не противоречащие российскому законодательству, результатом которых должно быть погашение долга. Каких–то специальных законов, регламентирующих деятельность коллекторских агентств, нет. В своих действиях мы используем принцип: «Что не запрещено законами РФ, то разрешено». У нас существуют свои методы давления на клиента, иногда приходится прибегать и к принципу «прессинга». Если должник юридически грамотный человек или использует помощь юристов, то такие меры воздействия становятся неэффективными. Но некоторые наши коллеги явно превышают рамки дозволенного. Отсюда и слухи о том, что все коллекторы «страшные люди». Тут скорее срабатывает принцип паршивой овцы в стаде.

Так что, когда вас придут «убивать», не забудьте включить свой диктофон и имейте в виду, что, по неофициальным данным, многие сотрудники коллекторских агентств являются бывшими полицейскими или имеют высшее юридическое образование.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах