Ольга Мирошникова, АиФ-Черноземье:– Юрий Игоревич, как можно в целом оценить состояние экономики нашей области?
Конечно, есть и проблемы. Всё–таки воронежская агломерация доминирует по всем показателям, чем «обесточивает» другие территории области. Нужно стремиться рассредоточивать население по всему региону. Должны создаваться высокотехнологичные производства, способные «притянуть» к себе людей. Процесс это долгий и довольно тяжёлый.
– А как скажется на регионе поток переселенцев из Украины?
– Я не верю в то, что появление новых людей может сказаться отрицательно. Самый редкий ныне ресурс – трудовой. Конечно, не все переселенцы разом кинутся работать, но человек уже сотни лет производит больше, чем потребляет, и эта его способность делает любой приток извне положительным. На мой взгляд, появление нового населения может благоприятно сказаться и на морально–этическом климате – люди становятся менее жёсткими, частично уходит эгоцентризм, который всегда плохо сказывается на экономике, особенно в условиях дефицита трудовых ресурсов.
Дело техники
– Насколько понятие «региональный продукт» актуально для нас, ведь многие считают, что мы сами себя прокормить не сможем?
– Загляните в любой магазин – там среди продуктов первого спроса всегда найдутся воронежские. Неужели к нам будут везти яйца из Латвии? Крупы, хлеб, молоко – всё наше. Да, присутствует и продукция других регионов, но если бы её не было, представляете, как наши производители подняли бы цены? Другое дело, что мы многое увозим на переработку в другие области – это проблема. Хорошо было бы открывать дополнительные мощности, к примеру, по переработке мяса. И это не должны быть предприятия–гиганты, достаточно небольших высокотехнологичных производств.
– Многие предприятия, которыми в былые времена славилась область, почти не работают или «лежат на боку», в чём проблема?
– Просто в корне поменялся характер спроса. Воронежские предприятия, которые были связаны с оборонно–промышленным комплексом, работали на госзаказах в период, когда никто особо не считал затраты. У нас почти 40% объёмов промышленного производства составляло машиностроение, а 20% – электроника, то есть была чёткая оборонная направленность. Когда нужно было создать механический завод или КБХ, построили целый Юго–Западный район со всей инфраструктурой. Но спрос менялся, продукция становилась невостребованной государством. Тогда возникали безумные идеи вроде перевода таких заводов на производство гражданской продукции. Естественно, все эти предприятия вскоре «легли», потому что их перевели на принципиально иные технологии, на другой рынок, со всем этим они не справились по вполне естественным причинам – оборонная промышленность должна делать своё сложное дело, а не выпускать простую гражданскую продукцию.
Люди и машины
– Есть ли у нас конкурентные преимущества?
– Мы вообще разнообразны по спектру производимых услуг и продукции. Строго говоря, у нас даже нельзя выделить лучшую отрасль. И машиностроение, и нефтехимическая промышленность, и агропромышленный комплекс, и строительная индустрия – всё довольно мощно развито. Это и хорошо, потому как, в отличие от той же Липецкой области, которая зависит от металлургического комбината, мы не зависим ни от чего. Разумеется, в целом наш регион аграрный. Лучше нас по этим показателям лишь Краснодарский край, Ростовская область и юг Сибири.
Однако коренным образом ситуацию может поменять добыча никеля. Если подтвердятся запасы, то вряд ли кто–то сможет помешать добыче. Это будет решаться уже на мировом уровне, потому как никель – довольно редкое ископаемое. У всех есть своё мнение: кто–то против добычи, кто–то – за. Но все протестные движения правильны, потому как они в итоге вынудят власти искать социально ответственные решения. И Воронеж, добывая никель, вряд ли превратится в Норильск, – технологии будут совсем иные. Правда, и полностью экологичным производство не станет. Но если бы человек делал только то, что полезно, мы не дошли бы и до подсечно–огневого земледелия.
– Как у нас обстоят дела с кадрами?
– Кадры – больной вопрос и для нашей области, и вообще для страны. Те знания, которые были у инженеров в советские годы, были основаны на применении других технологий. Они просто устарели. К тому же в 90–е годы вместо того, чтобы обновлять знания, высококвалифицированные кадры по всем известным причинам поехали торговать кожаными куртками. Сейчас нам нужны кадры, но чтобы выучить, к примеру, слесаря 3–го разряда, требуется год, а на слесаря 6–го разряда надо потратить 15 лет! Нужно вырастить одно поколение, чтобы оно выучило другое. С инженерами ещё сложнее – их следует учить на новых технологиях, которые необходимо внедрять в вузы, у которых нет на это денег. Да и контакты с промышленным сектором уже отсутствуют больше 20 лет. Это проблема, которую не решить за пару–тройку лет, но двигаться в этом направлении можно.
Я считаю, что всё нужно делать постепенно. Высоких технологий не добиться, не поработав над простыми. Сейчас повсюду машины заменяют человека – это верно. Но ведь чем больше людей высвободится из–за того, что им на смену пришли машины, тем больше будут работать над созданием этих самых машин.