Будни воронежской коммунальной сферы сродни триллеру. Любые изменения в законе управляющие компании и поставщики ресурсов стараются использовать себе во благо, нередко обманывая при этом жильцов.
Почему реформы не делают систему прозрачнее, и как отстоять свои права, накануне Дня работника ЖКХ мы расспросили Светлану Кравцову, руководителя городского отделения общественной организации «Жилищный контроль».
Все на собрание!
– Светлана Юрьевна, в мае УК будут получать лицензии. Станет ли порядка больше?
– Не думаю, что удастся исключить все нарушения в ЖКХ. Например, в преддверии лицензирования УК стали дробиться. По квартирам ходили непонятные люди и просили подписать то ли протокол общего собрания, то ли новый договор на обслуживание. Потом заявляли, что жильцов обслуживает другая компания. Нужно помнить, что старая УК не может разорвать договор на обслуживание, не уведомив собственников и муниципалитет. Но многие собственники подписывают бумаги, не читая. Потом опротестовать что–то можно только в суде.
Новые договоры часто кабальные и противоречат Жилищному кодексу (ЖК). Например, в них есть пункт о том, что УК вправе самостоятельно, не реже, чем раз в год, поднимать плату по первой строке на уровень инфляции. Согласно другому пункту, УК получает право распоряжаться имуществом дома без решения общего собрания. Но это деньги не УК, а собственников, которые нужно тратить только на содержание общего имущества.
Менять первую строку и условия договора можно только решением общего собрания жильцов. У вас должен быть совет многоквартирного дома. В договоре прописывайте, что без согласования с ним УК не вправе заключать договоры с подрядными организациями. Сегодня большинство УК в Воронеже работают не самостоятельно, а, например, нанимают клининговую компанию и платят ей. При этом дворник и уборщица получают копейки! А ведь можно их нанять напрямую. В договоре надо расписать первую строку: сколько приходится на зарплату УК, какие деньги остаются на содержание общего имущества. Накопленные по первой строке деньги решением общего собрания можно потратить на любые цели вплоть до капремонта. Надо научить УК уважать себя!
Копите сами
– Можно ли подвести первые итоги программы капремонта?
– К сожалению, не всё идёт гладко. Например, в феврале 8 375 человек получили платёжки с долгом за капремонт, хотя всё оплатили. И всё из–за того, что информация об оплате до регионального оператора не дошла. Впоследствии эти средства нашлись. Можно было прийти к региональному оператору и получить правильную платёжку или оплатить неправильную – тогда в следующий раз должен прийти нулевой платёж. Но главная проблема в другом. Многие не согласны с законом о плате за капремонт и подстрекают других не платить взносы. Хочу предупредить: до мая региональный оператор не будет наказывать неплательщиков, но потом сумма будет взыскана через суд и увеличится кратно. К примеру, вы должны 1,5 тыс., а возвращать придётся 15 тыс. руб.
Если вы не доверяете региональному оператору, открывайте специальный счёт дома. Если в доме нет ТСЖ, вы всё равно вправе это сделать. Владелец спецсчёта в этом слуачае – региональный оператор, но ваши средства будут законсервированы, и распоряжаться ими можно только по решению общего собрания. Вы сможете использовать деньги на все разрешённые законом виды ремонта. Подбор подрядчиков, претензии и др. – всё придётся делать самим.
Большая разница
– Многие дома переходят на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями (РСО), но платежи при этом только растут. Почему?
– УК и РСО договорились между собой о переходе на прямые расчёты. Из–за этого начался коллапс. Поставщики ресурсов стали выставлять плату за общедомовые нужды (ОДН), которая зачастую превышает плату за индивидуальное потребление. Фактически вся разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счётчиков брошена на плечи добросовестных плательщиков. Но ведь есть нормативы. Где сказано, что ОДН – это разница между показаниями приборов учёта? Нигде! Если есть разница, значит, есть утечки и неплательщики.
Кроме того, во многих домах РСО не имеют доступа к общедомовым приборам учёта. Как они выставляют плату за ОДН – тайна, покрытая мраком. Более того, после Нового года мэрия получила письмо–уведомление от РВК о том, что всем жителям будет выставлено по 4 куба на ОДН. Из чего сложилась эта цифра, непонятно. Прокуратура написала в администрацию города, что действия РСО законны. Но могу привести решение суда по УК РЭП–101, которая судилась с ВЭСК. Там сказано, что РСО не вправе брать плату за электроэнергию. Впрочем, есть и другая судебная практика со ссылкой на то же законодательство, но с противоположными выводами.
УК сняли с себя ответственность за содержание общедомового имущества. Но по ЖК исполнитель коммунальных услуг должен обслуживать сети внутри дома, а не только подавать ресурс. Если вы решите остаться на прямых расчётах, пропишите это протокольно. Воспользуйтесь 155 ст. ч. 7.1 ЖК. Вы вправе платить напрямую за одну или несколько комуслуг, но плату за ОДН должен получать исполнитель комуслуги, т. е. УК или ТСЖ. Укажите, что начисления нужно проводить в соответствии с установленными нормативами. Так что многое зависит от общего собрания. Не получается провести его очно, сделайте заочно, но протокол надо оформить грамотно.
– Что делать, если коммунальщики продолжают нарушать закон?
– Ко мне приходит много людей, которые не хотят платить, если не согласны с суммой. Это неправильно. Если вы пользуетесь услугами, платить нужно. Не согласны? Выделяйте строку, с которой не согласны. Заплатите по ней рубль. И будет считаться, что сделана частичная оплата. Подавайте жалобы в жилинспекцию или в управление муниципального жилконтроля. В компетенции этих организаций при нарушениях обращаться в суд.