Как часто слышны разговоры о том, что мы теряем свои корни, что народная культура никого не интересует, ремёсла и промыслы на грани исчезновения, а районные клубы или закрывают, или сдают в аренду под ярмарки и магазины.
О том, чем живут сейчас люди, что можно развивать на селе и о будущем нашей культуры мы говорим с Александрой Самотягиной, художественным руководителем фольклорного ансамбля «Паветье».
Начните со сказок!
– Александра Алексеевна, 25 марта страна отмечает День работника культуры. Какие проблемы сейчас переживает эта сфера?
Судите сами: вокруг наших детей огромные пространства информации, надо правильно ориентироваться в этих потоках. Причём нужно не просто сводить класс на выставку или в театр, а потом поставить галочку в графе «культурное воспитание» и успокоиться. Важно заставлять детей чувствовать, и делать это должна не только школа, но и родители. Поэтому лучше начинать не с походов в театры, а с чтения детям простых русских сказок, которые учат чувствовать и сопереживать.
– Некоторые исследователи уверены, что многие виды творчества у нас на грани исчезновения, та же народная песня, например. Или это не так?
– Вопрос преемственности очень старый. Как и разговоры про то, что народная песня вскоре умрёт. Но почему же мы её слышим, пусть и не так часто, как хотелось бы?! Я считаю – не всё так безнадёжно: если в молодое поколение заронили зерно народной культуры, познакомили его с собственными корнями, то оно уже этого не забудет, и рано или поздно все зёрна прорастут. К примеру, у нас в Воронеже в городском ДК работает «Клуб любителей народной культуры». Там проводятся мастер–классы с народными умельцами и устраиваются концерты. Главное, что всё это происходит бесплатно, как, кстати, и должно быть. И народу это интересно! Народные песни приходят послушать целыми семьями. И пока люди нуждаются в таком творчестве, оно никуда от нас не уйдёт.
С профессионалами проблема
– Всегда считалось, что народная культура лучше сохраняется на селе. Правда ли это? Есть ли там на чём держаться творчеству?
– В селе сейчас много проблем – нет работы, мало молодёжи, беда с интересным досугом, от безделья пьянство – что греха таить… Но когда город показывает пример селу, то и оно начинает оживать. Сама была свидетелем: мы приезжаем в какой–нибудь район с концертами, и селяне, глядя на молодых, поющих, интересующихся своей культурой людей, как будто и сами просыпаются. И вот на следующий год, побывав в том же месте, мы видим, что жители теперь и сами что–то устраивают, собирают коллективы, шьют костюмы, начинают петь. Это дорогого стоит!
– Как сейчас дела с Домами культуры? Всё чаще вместо концертов и спектаклей там проводят ярмарки, открывают офисы, магазины…
– Как и всё на селе, Дома культуры тоже переживают кризис. Ещё несколько лет назад мы могли приехать в какой–нибудь ДК, а там окна заколочены, и дверь табуреткой закрыта. Но сейчас началось оживление. Многие из Домов культуры реставрируют, в них начинает кипеть работа, что очень хорошо.
Я всегда считала, что есть три самых важных вещи на селе – храм, школа и Дом культуры. Но проблема даже не в недостатке последних, а в том, чтобы во главе таких учреждений стояли профессионалы. А вот с этим беда. Нередко бывает так, что учреждениями культуры руководят люди, не имеющие к той никакого отношения. И это печально.
Душа и руки
– Воронежская область богата традициями. Какие из них можно назвать самыми яркими, так сказать, «фирменными», готовыми стать символом или брендом области?
– Я бы не стала выделять что–то одно, и многие мои коллеги со мною в этом согласятся. Наш регион не маленький, заселение территорий было долгим и непростым. В итоге, здесь нашли применение разные промыслы и ремёсла, развивалось и народное творчество. Наша жизнь сейчас стала очень монотонной: масса времени уходит на работу, и почти ничего не остаётся для отдыха. А вот древние всегда точно знали, когда им работать, а когда отдыхать, когда держать пост, а когда созывать пирушку. Отсюда и традиции.
– Как, по–вашему, растёт сейчас интерес к народному творчеству или же, наоборот, угасает?
– Я смотрю на вещи с оптимизмом и вижу, что интерес, действительно, растёт. Например, недавно воронежские
ЗАГСы предложили устраивать народные свадебные обряды. А ведь ещё лет 15 назад и слышать об этом никто не хотел! Посмотрите также, сколько у нас появилось народных умельцев. Людей к творчеству тянут и душа, и руки, потому что это наши корни, без них мы просто умрём.