В воскресенье, 24 апреля, в Воронеже завершился X Международный молодежный фестиваль короткометражного кино и анимации «Новый горизонт». За рекордные восемь дней работы кинофестиваля на его площадках прошли показы короткометражных фильмов-финалистов конкурса и серии мастер-классов от ведущих представителей индустрии кино и анимации, а также кинобаттлы и киноквесты.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/29/597023/c/88dc18084ab82b3420cfe747f7599559.jpg)
Рекорд побит
В этом году на конкурс прислали рекордное количество фильмов: 2118 из 110 стран мира. И после второго отборочного этапа комиссия кинофестиваля сформировала шорт-лист из 61 лучшей конкурсной работы. Перед церемонией награждения корреспондент «АиФ-Черноземье» пообщался с организаторами «Нового горизонта» и гостями фестиваля.
Фаина Мания: Сколько времени вам потребовалось на то, чтобы отсмотреть такое огромное количество работ?
![Евгений Лебедь](https://static1-repo.aif.ru/1/38/597024/c/ea7e4cf34b67d519c40b707d8edd9a68.jpg)
Евгений Лебедь, руководитель кинофестиваля: Полтора месяца. Для сравнения, в прошлом году к участию было заявлено 320 короткометражек, тогда мы справились за три недели. В процессе отбора у нас было три папки: «не то», «спорно», «нормально». А потом уже фильмы в последней папке мы оценивали по десятибалльной шкале. В шорт-лист прошли те, которые набрали не меньше семи баллов.
- Расскажите об особенностях кинофестиваля этого года?
Алена Сычева, программный директор «Нового горизонта»: В процессе организации фестиваля мы стараемся сбалансировать программу смотров и мастер-классы наших гостей. И в какой-то момент у нас был перевес – на фильмы зрители ходили не очень охотно, зато в лекционных залах был аншлаг. В этом году мы одержали большую победу – у зрителей был огромный интерес к конкурсным фильмам фестиваля, даже несмотря на то, что билеты были платные. На некоторых показах люди даже сидели на ступеньках.
Евгений Лебедь: Но это не значит, что на мастер-классах залы пустовали. В среднем каждую лекцию посетило порядка 50-60 зрителей. Но, конечно, самыми посещаемыми стали мастер-классы Николая Куликова (Ред. – сценарист фильмов «Легенда №17», «Горько!», «Экипаж») и Алексея Нужного (Ред. – режиссер народного сериала «Ольга» на ТНТ, комедийного боевика «Переводчик» и т.п.).
Уровень растет
- Хотелось бы узнать мнение членов жюри по поводу работ-конкурсантов. Какие достоинства и недостатки фильмов вы можете выделить?
Гу Цицзюнь, победитель всероссийских кинофестивалей, актер: Уровень работ неплохой, но если сравнивать с другими фильмами, то, все же они немного недотягивают. Во-первых, в драматургии. Сюжет понятен, но слишком широк. Во-вторых, режиссер не может правильно передать ощущение фильма, чтобы зритель ему сочувствовал.
![Во время мастер-класса звукорежиссера Василия Филатова](https://static1-repo.aif.ru/1/18/597011/c/26fa98698dda770c50d79309b5021e57.jpg)
Василий Филатов, руководитель института звукового дизайна: Я посещаю этот фестиваль не первый год, и вижу заметный рост конкурсной программы и все больший интерес к фестивалю со стороны зрителей. И в этом году гораздо насыщенней не только конкурсная программа, но и выросло число именитых гостей.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/d5/597029/c/ac930252582e862587367f324dfee0bd.jpg)
Зоя Бербер, актриса театра и кино: Посмотрев работы, мне понравилось, что все они не бессмысленные, а каждая несет какую-то интересную мысль. Я считаю, что если творение воодушевляет, значит, дело сделано. И я впечатлилась настолько, что с удовольствием бы в этом проекте поучаствовала в качестве актрисы. После своего мастер-класса я общалась с режиссерами, которые планируют участвовать в фестивале в следующем году, и согласна, как минимум, обсуждать с ними свою роль в съемках.
Николай Ковбас, сценарист: С точки зрения сценария могу сказать, что все работы профессиональные. Единственное замечание ко многим фильмам – это их затянутость. В профессиональном кино после работы режиссера подключается группа людей, которая может вырезать ненужное. А когда человек создает кино самостоятельно, то делать это некому, а резать свою же работу очень сложно.
Зоя Бербер: Никогда не нужно разжевывать. Зритель - неглупый человек. Многие и в театре, и в кино стараются очень подробно донести свою мысль, переживая, что их не поймут. Но это явно ни к чему.
Николай Ковбас: Да, и здесь нужно различать, какую цель ты ставишь – разжевать или сделать так, чтобы зритель испытал какую-то эмоцию: удивился, засмеялся или заплакал. Если режиссер хочет последнего, то нужно учиться вырезать свой любимый отснятый материал. Ведь кино – это маленькая машинка для выжимания эмоций. Если человек испытал то, к чему не был готов, то кино состоялось.
![Во время лекции Николая Кобаса](https://static1-repo.aif.ru/1/21/597013/c/8cf00245ffa2f6b02f1117107eba17d9.jpg)
Особый жанр
- Было ли заявлено в конкурсе документальное кино?
Алена Сычева: К документальным фильмам мы подходим постепенно, потому что из всех видов нашего российского кино – анимации, игрового, документального – последнее пользуется наименьшим интересом. И нужно обладать высоким мастерством, чтобы снять документальное кино хорошо.
Евгений Лебедь: Во время отбора всю «документалку» мы добавляли в отдельную папку, и эти фильмы мы будем показывать в течение года на наших площадках.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/70/597021/c/cc5aabaa74a930273487b2145016433f.jpg)
- А в каком формате «Новый горизонт» будет работать в течение года?
Евгений Лебедь: Ежемесячно мы проводим кинобаттлы и показы фильмов, которые нам пришли за последние годы. Эти работы мы обсуждаем со зрителями. После таких встреч люди начинают более осмысленно смотреть фильмы, причем не только молодежные, но и те, которые показывают в кинотеатрах.