Как новые идеи могут влиять на привычное пространство, рассказал Дмитрий Абрамов, куратор специальных проектов в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Уехать или остаться?
В последние годы ситуация складывается таким образом, что из регионов наблюдается отток перспективных специалистов. В качестве магнитов выступают Москва и Санкт-Петербург, где можно получить то, чего не хватало для дальнейшего развития. Сегодня наметилась противоположная тенденция, когда талантливые, активные люди в силу разных причин остаются в родных городах, где часто запускают процессы, которые влияют на все общество.
Такие примеры можно найти во многих регионах России. Это команда архитекторов, художников и дизайнеров Concrete Jungle из Владивостока, Ангелина Остащенко из Красноярска, открывшая небольшой книжный магазин «Бакен». Сюда же Дмитрий Абрамов отнес и Максима Ищенко, воронежца, запустившего проект Turbo лекций, в рамках которых горожане смогут больше узнать о кино, рекламе, фотографии. Кстати, лекция Дмитрия Абрамова стала первым событием проекта.
Так кто же такие городские предприниматели? Это люди с образом мышления предпринимателя, осознанно стремящиеся сделать город лучше. Определение тесно пересекается с понятием креативных индустрий. Однако чтобы быть городским предпринимателем не нужно уметь сочинять музыку или рисовать, необходимо обладать творческим настроем и желанием улучшать жизнь вокруг себя.
Рождение идеи
Как придумать проект такого рода? Стоит обратить внимание на особенности, присущие конкретному городу, найти некий гений места, рассмотреть идеи, которые могут быть реализованы только в условиях определенной территории. Гением места может быть как объект, так и образ какого-либо человека. Как пример гения места для Воронежа Дмитрий Абрамов назвал образ Андрея Платонова. Кроме того, при проработке идеи важно исходить из запросов, которые существуют в обществе. При этом Дмитрий Абрамов советует как можно больше пробовать и напоминает, что многие проекты погибают на этапе педантичного планирования. Отметим, что некоторые инициативы не требуют стартового капитала, например, организация экскурсий. В Санкт-Петербурге реализован проект по путешествиям на маяки, идея туризма такого рода активно развивается и в Воронеже.
Примерами городских проектов, которые смогли не просто удержаться, но войти в моду, стали тайм-кафе, барбершопы и квесты. Бум тайм-кафе начался после того, как Иван Митин открыл «Циферблат», «прототипом» которого стала мансарда, которую он снимал.
От хобби к предпринимательству
Часто идея для предприятия вырастает из хобби. И сейчас актуален термин «лайфстайл предприниматели». Примером такого проекта может служить «Секта» Ольги Маркес. Начинания такого рода становятся площадками для общения единомышленников, а также часто предлагают формат, объединяющий развлечение и обучение, что сегодня является необыкновенно актуальным.
В столице Черноземья также появились долгосрочные городские проекты, вокруг которых объединяются самые разные люди. Это и Интернет-площадки, и бары, и фестивали. «В Воронеже происходит много рефлексии на тему городского развития. Не везде появляется Эдуард Бояков, Calvert Forum. Это хорошие признаки роста, который порой бывает болезненным», – отметил Дмитрий Абрамов.