В Воронеже почти пропали старые автобусы, стало меньше дублирующих маршрутов, но до идиллии ещё далеко. Водители автобусов и маршруток по–прежнему играют в догонялки, им выписывают тонны штрафов, графики движения часто нарушаются, а единственный экологичный вид транспорта – троллейбус – медленно умирает.
Сначала – деньги
Не раз Владимир Анисимов, руководитель управления транспорта, пояснял, что сегодня из–за разницы курса валют перевозчики не могут быстро обновить состав: у них просто нет на это средств. А проезд в Воронеже по–прежнему – 15 руб., что на 2 руб. дешевле, чем в том же соседнем Липецке. И это якобы тоже тормозит программу обновления.
Обычно тарифы пересматривали весной. В этом году региональное управление по государственному регулированию тарифов передало полномочия по определению стоимости проезда городу. Но мэрия сможет изменить расценки только после того, как областная Дума утвердит передачу полномочий. А это произойдёт не раньше осени, когда депутаты вернутся с каникул.
Напомним: в прошлом году стоимость проезда выросла сразу на три рубля – с 12 до 15 рублей. При повышении учитывались и инфляция, и цена бензина, и другие, неизвестные простому смертному факторы. По прогнозу, стоимость проезда осенью может подняться до 18 рублей. Но и этого для обновления может оказаться недостаточно: перевозчики утверждают, что оптимальная цена, при которой можно закупить новые автобусы, составляет 20 рублей. Информация об этом появилась сразу в нескольких СМИ, однако в мэрии утверждают, что рано говорить о конкретных цифрах, когда полномочия по регулированию тарифа ещё даже не переданы.
При этом известно, что зарплата водителя напрямую зависит от выручки: чем больше собрал – тем больше заработал. А вот влияет ли каким–то образом повышение тарифа на качество услуг – до сих пор непонятно. Только за первые пять месяцев этого года 600 водителей общественного транспорта были привлечены к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Конец электричеству?
Вопрос оплаты работы водителей – болезненная тема. Работая по 12 часов кряду, они могут почти ничего не получить только потому, что в машине проехало мало людей. Показательный пример – ситуация в троллейбусном депо.
Как утверждают общественники организации «Город и транспорт» – Воронеж», в июле этого года сразу девять водителей троллейбусов написали заявления на увольнение. И всё из–за низкой зарплаты, которая в среднем составляет 11–13 тыс. рублей. Причём одна часть из этого тарифа – непосредственно зарплата, другая – премия, зависящая от суммы, которую удалось наработать. В сообществе говорят, что от водителей требуют ежедневно сдавать по 5 тыс. руб., но этот план недостижим – за день удаётся собрать в три раза меньше. В компании «Воронежпассажиртранс» информацию о массовых увольнениях пока не подтвердили.
Нечеловеческие условия работы активисты из «Города и транспорта» называют ещё одним шагом к уничтожению троллейбусного движения.
– Нам говорят, что троллейбусы будут заменены автобусами, – комментирует Юрий Новиков, сопредседатель регионального отделения МОО «Город и транспорт». – Якобы это решит все проблемы, и не надо будет вкладывать в инфраструктуру большие деньги. Но по факту мы наступаем на те же грабли, что и с трамваями. Тогда тоже говорили, что вместо устаревшего трамвая будут развивать и модернизировать троллейбус. Теперь нам готовятся рассказать, что троллейбус морально устарел, и скоро появится электробус, которого ещё никто в глаза не видел. Но наличие в городе электротранспорта – это самый главный индикатор городской культуры. Если мы не способны содержать даже троллейбус, то не имеем права называться городом.
Пока невозможно понять, останется ли в Воронеже хоть какой–то электротранспорт, или всё остановится на обновлении автобусного парка. Непонятно также, когда введут безналичную оплату за проезд или хотя бы проездные, и поменяют ли систему оплаты труда водителей. Зато уже ясно, что осенью проезд в общественном транспорте подорожает, неизвестна лишь точная сумма.
Пока не застроили…
Игорь Березин, директор проектной организации:
- Комплексная транспортная схема составляется на основе решений генерального плана города. Конечно, эту схему нужно уточнить. Но проблема в том, что внесение изменений в генплан требует слишком многих согласований с учётом комплексной транспортной схемы. Там и реконструкция, и расширение улиц, и устройство развязок и пр., то есть это очень серьёзный и длительный процесс. И в таком городе, как Воронеж, с серьёзной плотностью застройки центра и большим объёмом пассажиропотока, решить транспортные проблемы за счёт автобусов невозможно. Выход - строительство метрополитена.
Существует новая генеральная схема метро. Теперь необходимо разработать проектную документацию и обеспечить финансирование строительства, которое может быть только централизованным. В современной сложной экономической ситуации остаётся только ждать более благоприятной обстановки и совершенствовать то, что есть. Но важно само наличие такой схемы, чтобы случайно, как у нас это часто бывает, на месте будущей станции метро не возник жилой дом.
К сожалению, город у нас инертный, и мешать застройке никто не будет. И получится как сейчас, когда места под транспортные развязки застроены, и перспективы развития дорожной системы почти нет, хотя она должна быть. Я надеюсь, что власти поймут: если не будет такой перспективы, в аэропорт по забитым улицам и за два часа никто не довезёт.
Воронежских водителей автобусов штрафуют за высадку пассажиров на переходах
Воронежцев перевозили неисправные автобусы
Зелёный свет. Вернули несколько пригородных поездов
Транспортный коллапс не за горами. Как избавить Воронеж от пробок?