16 октября в Воронеже выбирали лучшие туристические проекты, которые представят столицу Черноземья на Всероссийском конкурсе «Маршрут года». Финал туристических состязаний не за горами – семь проектов с разных уголков Воронежской земли поедут бороться за победу уже в конце этого месяца, 30 октября.
Есть, куда расти
В Воронеже завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Маршрут года», цель которого заключается в создании туристической привлекательности региона. Свои проекты 16 октября представили 50 участников. Идеи презентовали работники музеев, библиотек и школ, ученики лицея и магистры высших учебных заведений, а также профессионалы в области туристического бизнеса. Они приехали с разных уголков Воронежской области – Панинского, Острогожского, Семилукского, Кантемировского, Ольховатского, Россошанского и других районов, из городских центров и маленьких сельских глубинок.
Участники конкурса с волнением ожидали этого дня, ведь оценивать их предложения и идеи предстояло не только нашим, но и столичным экспертам. Московские гости в начале встречи заявили, что приехали проникнуться культурным духом Воронежа. Надо сказать, не прогадали. Участники привезли с собой интересные проекты, которые наглядно проиллюстрировали красоты Воронежского края. Тем не менее, местному туризму есть, куда расти.
«К сожалению, не все представители регионального туризма грамотно определяют свою целевую аудиторию. И здесь возникает проблема. Зачем делать продукт, который никому не интересен? В вашем проекте должна быть уникальность, изюминка» - говорит Светлана ЧИЧКИНА, руководитель проекта туристского портала.
Здесь говорили об истории старинных церквей, заброшенных усадьбах, уникальных воронежских родниках, археологическом наследии, просто о прекрасных местах области, а также о социальных проектах. Жюри конкурса осталось неравнодушно ко многим проектам – например, к презентациям «Рамонские усадьбы Веневитиновых – Староживотинное, Горожанка, Новоживотинное» и «Тропами Хохольских родников». Также им приглянулись проекты «Цветущая яблоня» (Острогожский район) и «Просто руку протяни» (Воронеж). Авторы последнего – Виктория Харченко и Ксения Пескова, магистры Воронежского госуниверситета, которые, к слову, представили проект, ориентированный на экскурсии для малышей и подростков из детских домов – запомнись тем, что единственные из участников предоставили смету по проекту. Как отметили эксперты, экономическая составляющая любого туристического продукта – основа его жизнедеятельности.
«Бизнесмен из любой сферы деятельности может стать спонсором вашего продукта. Только убедите его в том, что это принесёт ему прибыль!» - отмечает Геннадий ШАТАЛОВ, председатель Попечительского совета Всероссийской туристской премии «Маршрут года».
К минусам туристского бизнеса в Воронеже эксперты отнесли также не умение участников отличать важные с точки зрения истории и культуры туробъекты от менее значимых.
С путёвкой в Саратов
После того, как жюри конкурса выслушало проекты (кстати, многие достопримечательные места Воронежского края судьям захотелось посетить лично) ему предстояло определить победителей. В восьми номинациях определили 22 победителей, а три проекта получили специальные дипломы.
А заветную путёвку в финал получили семь туристических проектов.
- Маршрут «Рамонские усадьбы Веневитиновых – Староживотинное, Горожанка, Новоживотинное» (1 место в номинации «Лучший маршрут выходного дня»);
- Маршрут «Тропами Хохольских родников» (победитель номинации «Лучший этнографический маршрут»);
- Маршрут «Просто руку протяни» (победители номинации «Лучшая идея маршрута»);
- Маршрут «Большая Воронежская экологическая тропа» (1 место в номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут»);
- Маршрут «Провинциальный экспресс» (победитель номинации «Лучшая идея маршрута»);
- Проект религиозно - архитектурного туристического маршрута по храмам Новоусманского района для иностранных туристов «Пройти по всей земле горящими глазами…» (победитель номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут»);
- Маршрут «Острогожск – Воронежские Афины» (победитель в номинации «Лучшая идея маршрута»).
Победители отправятся представлять столицу Черноземья в финале туристского конкурса. Битва за российское первенство состоится в Саратове 30 октября – 1 ноября.
Неожиданный подарок
Кстати, победители регионального этапа не предполагали о том, что именно они вытянут счастливый билет. Многие из них считали, что конкурс поможет им усовершенствовать идеи и представить их потом в доработанном виде.
«Мы очень хотели этой победы, но оценивали силы объективно – здесь высокая конкуренция. Над маршрутом работаем уже давно, поняли, что нужно вкладывать деньги: нам есть, что показать, наш район богатый и красивый. Вот и приехали сюда, чтобы обсудить, куда и как расти дальше на профессиональном уровне» - говорит Владимир ГЛУШКОВ, представивший маршрут «Тропами Хохольских родников».
Елена ВИНОГРАДОВА, автор проекта «Маршрут «Рамонские усадьбы Веневитиновых – Староживотинное, Горожанка, Новоживотинное» также радуется неожиданной победе.
«Впечатления, конечно, пьянящие. Но нужно понимать, что это ещё и ответственность, доверие, которое нужно оправдать, представив проект на более высоком достойном уровне» - отмечает она.
Научить хвастаться
Светлана ЕГОРОВА: координатор по ЦФО Регионального совета Российского Союза Туриндустрии:
– Проблема туризма наиболее остро стоит, конечно, в регионах, потому что здесь пока не умеют достойно себя показать. В Воронеже туризм есть, но нет его должного продвижения. Так как каждый цветок ждёт своего мастера, так и каждый район ждёт своего. Сегодня участники были несколько сжаты, поэтому нужно устроить для них обучающие семинары, чтобы научить их продвигать те богатства, которые есть у Воронежской области. Создателей проектов нужно научить хвастаться тем, что у них есть. Воронежский туризм жив, у него огромный потенциал, большая историческая платформа. Главное – зарекомендовать себя дома, а потом выходить на всероссийский уровень.
Всероссийская туристская премия «Маршрут года» учреждена в 2014 году. Она присуждается за достижения в области создания и развития туристских маршрутов. В прошлом году на участие в конкурсе подали заявки 263 участника из 63 регионов страны. В финал вышли 93 презентации.