Примерное время чтения: 9 минут
203

Воронеж в «сетях». Куда отправиться за покупками?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-Черноземье 22/06/2016

Об этом нам рассказала Юлия Галкина, замруководителя управления развития предпринимательства,  потребительского рынка и инновационной политики.

Дешевле и свежее

Воронеж всё активней прирастает торговыми сетями, а рынки как будто уходят в прошлое, сокращается их количество. Так, ещё четыре года назад официально работали 18 розничных рынков. Сейчас, по словам Юлии Галкиной, их пять: два специализированных – продовольственный «Центральный» и автомобильный «Лот» и три универсальных – «Альянс», «Торс» и «Придача». И все они частные.

– Согласно федеральному закону «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс», размещение рынков возможно только в капитальных зданиях. Именно поэтому по сравнению с 2013 годом количество рынков и сократилось, – считает Юлия Галкина. – Построили здание по ул. Димитрова, прошёл реконструкцию рынок «Центральный». Все остальные организованные продовольственные торговые точки, не имеющие капитальных строений, стали называться ярмарками. Но нововведения коснулись и их. Введён запрет на торговлю под открытым небом – должны быть специальные торговые места.

Вообще, в Воронеже должно работать восемь рынков. В ближайшее время капитальными строениями обзаведутся ещё три воронежских рынка – «Южный», «Северный» и «Юго–Западный» – и станут единственными муниципальными.

Безусловно, значение рынков огромно. Ведь там потребитель может приобрести экологически чистый продукт напрямую от производителя. По словам Галкиной, все продаваемые на рынках продукты проходят ветеринарно–санитарный контроль, соблюдаются необходимые условия для хранения товара, чего не скажешь о стихийной торговле.

Особенно удобны ярмарки выходного дня, где можно практически без наценок купить свежайшие продукты. А всё потому, что плата за аренду места на рынке сравнительно невелика в отличие от магазинной. А участие в ярмарках для дачников и вовсе бесплатное.

Здоровая конкуренция

Немаловажны рынки и с точки зрения трудоустройства – на них в Воронеже работает около 3 тыс. человек. Не менее половины всех рабочих мест отдаётся производителям сельхозпродукции. Есть в городе и местные супермаркеты. Например, «Зелёный остров», где представлена продукция собственного производства.

Конечно, иной раз розничные рынки проигрывают сетевым магазинам, ведь работают они всего до семи часов вечера, а ярмарки закрываются и того раньше. Поэтому обычно после рабочего дня люди идут закупаться как раз в торговые сети, находящиеся рядом с домом.

– Рынки и магазины в Воронеже работают в равных условиях, – поясняет Юлия Галкина. – Все они борются за клиента с помощью своего выгодного положения, лучшего качества и более низкой цены. Наша задача – сделать их работу законной и безопасной для потребителя.

Как завоевать клиента?

Магазины, павильоны, рынки в Воронеже на каждом шагу - утруждать себя поиском продуктов уж точно не приходится. Чем в условиях высокой конкуренции можно привлечь клиентов, поделился Антон Богатырёв, директор воронежского «Клуба гурманов».

- Антон, расскажите, чем отличается товарный ассортимент небольших компаний от ассортимента крупных торговых сетей?

- Во-первых, ассортиментной матрицей - она на малых площадях неширокая, поскольку там сложно вместить всё многообразие однотипных продуктов. Во-вторых, малые производители не могут себе позволить широкие рекламные кампании и используют продуктовые марки, неизвестные массовому покупателю. Зато у малых предприятий высок уровень селективности и внимания к качеству, поскольку почти все клиенты - это знакомые или частые посетители лавки. Мы, например, делаем акцент на различных диковинках. Прибавьте сюда гурманский, образовательный и просветительский подтекст проекта, развитие у клиентов вкуса и знаний о том, кем, когда и как продукты выращиваются.

- Позволяют ли небольшие сети сократить логистическую цепочку от производителя к потребителю?

- Мы всегда нацелены работать напрямую, чтобы минимизировать цену для конечного покупателя. В основном, конечно, бьёмся за качество и надёжность поставки, нежели за цену и удобство логистики. Конечно, брать продукт с базы в Москве в ряде случаев легче и удобнее. Но никогда не знаешь, сколько товар там пролежал. А когда дело касается скоропортящихся продуктов - таких, как свежая рыба, охлаждённое мясо, овощи и фрукты - рисковать нельзя.

- Чем выгодна локация на рынках?

- Выгодно продавать то, чего нет или слабо представлено. А продавать то, с чем стоят целые ряды - очень невыгодно, поскольку цена у реального производителя всегда будет ниже. Плюс упаковка. У нас почти каждый продукт запечатан в вакуум, охлаждён, взвешен, с готовым ценником. А на соседних рядах может лежать мясо в открытом виде, сочное, парное. С такими продуктами сложно конкурировать. Однако на рынок идут люди подготовленные, склонные разбираться и выбирать. Они всегда готовы послушать рассказ об изюминках нашего продукта. Ну, и идеологически мы тут в своей среде - фермерское продаётся среди фермерского.

- Каков портрет потребителя «Клуба гурманов»?

- Основной наш клиент - это вдумчивый и продвинутый средний класс. Есть и VIP-персоны. На первом месте у нас эксклюзивность, на втором - качество, на третьем - цена. Хотя в последнее время наметился выход на первый план ценового фактора. Заметили, например, что товар должен стоить не более 200 руб. за единицу. Тогда его будут динамичнее разбирать.

- Как часто обновляете ассортимент?

- Новинки вводятся регулярно, и думаю, они должны появляться ежемесячно. Всё должно двигаться по сезону в той географической полосе, в которой мы живём.

На рынке главный – потребитель

Для многих товаропроизводителей и продавцов главное в покупателе - его кошелёк. На деле же оказывается, что это вовсе не залог успеха. Рыночные отношения можно построить только на взаимном доверии, уважении и интересе.

О главных отличиях рынков от магазинов, полезных традициях и отношениях с покупателем рассказал Сергей Родькин, руководитель проекта «Торговый двор Соборный», рынков  «Невский», «Берёзка», ТД «Молодёжный» и ряда лучших ярмарок г. Воронежа.

Торг уместен

Продуктовый магазин и продовольственный рынок - два совершенно разных предприятия, можно сказать - земля и небо. Главная возможность, которую открывает рыночная площадка - это выбор. Мы всё можем посмотреть, потрогать, попробовать. В магазине это возбраняется. Вам никто не даст попробовать творог, если он запечатан в упаковку.

Ещё одна немаловажная составляющая -  общение с продавцом.

- В магазине иногда никого не дозовёшься - сам ходишь, ищешь продукт, сам  накладываешь, взвешиваешь. И спросить некого. Чем крупнее сеть, тем хуже там организация, - уверен Сергей Родькин. - Ну, и самое главное - на рынке можно поторговаться! В магазине же, будь добр, отдай именно столько, сколько назначила торговая сеть.

Если на витрине в магазине лежат три упаковки помидоров, то выбирать придётся между ними - взять по помидору из каждой пачки не получится. На рынке же вы можете самостоятельно сформировать свою потребительскую «корзинку».

Таким образом, основные плюсы рынка - это широкий ассортимент, возможность выбора, общение с продавцом и уместность торга.

Возрождение традиций

- Главный на рынке - потребитель, - считает Сергей Родькин. - Поэтому нужно сделать всё, чтобы ему было комфортно совершать покупки.

Известно, что некоторые предприниматели активно возрождают старинные традиции  - проводят специализированные ярмарки, праздники и концерты прямо в торговых рядах.

- Я к таким затеям отношусь очень положительно, - поясняет руководитель проектов. - Это способствует росту интереса покупателей, увеличивает спрос. Нужно организовывать акции, праздники, чтобы люди стремились на рынки не просто за едой, а ещё и для того, чтобы с пользой и интересом провести там время, пообщаться. Мы организуем различные мероприятия для жителей. Например, устраиваем соревнования, чтобы выявить самого смелого, ловкого, сильного. Или масленичные гуляния, сельскохозяйственные ярмарки. И это нравится нашему народу.

Однако рынки сталкиваются и с рядом проблем, которые нерадивые предприниматели не всегда считают своим долгом решать, а потом обвиняют всех вокруг за плохую торговлю или за то, что им нечем платить арендную плату. Сергей Родькин видит в этом вину только одного человека - самого продавца. Хороший и грамотный предприниматель всегда вовремя выходит на работу и вовремя закрывает павильон, доброжелательно относится к своим покупателям, не обманывает их, не кормит просроченными продуктами. Согласитесь  - у радушного и добросовестного продавца и покупки делать приятнее.

- Отношения должны строиться на доверии и уважении. Соблюдая эти простые, но важные правила, можно добиться хороших результатов во всём, в том числе и в торговле, - уверен предприниматель.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах