Примерное время чтения: 9 минут
276

Захватят ли город торговые «сети»? О фальсификате и местных продуктах

Но вместе с разрастанием сетевых магазинов и торговых центров продолжают работать ярмарки, рынки и павильоны. Как сосуществует вся эта система, и что, в конечном счёте, предпочтёт обычный потребитель?

Сковородка в «подарок»

По данным Воронежстата, оборот всей розничной торговли в январе–марте составил по региону 116,3 млрд  руб., уменьшившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 1,1%. Но убытки считают не везде: оборот сетевых магазинов, несмотря  на кризис и связанное с ним снижение покупательской способности, даже вырос – на 1,2%. Растёт и доля торговых сетей. В Воронежской области представлены крупные международные («Ашан», «Метро», «Билла»  и др.),  федеральные («Магнит»,  «Лента», «О’Кей», «Перекрёсток», «Линия» и др.) и региональные  сети  («Пятью пять», «Центрторг», «Синторг» и др.).

Так почему же многие покупатели предпочитают именно сетевые магазины? Как отмечают специалисты, здесь можно быстро, с минимальной затратой сил и времени купить продукты и товары первой необходимости. Эти магазины, как правило,  находятся рядом с домом и работают допоздна. А главное – цены здесь обычно ниже, чем, скажем, в маленьком магазинчике. Добавьте сюда различные акции, бонусы и дисконты, на которые подсаживают народ – и «война» выиграна: довольный покупатель уходит с дармовой, пусть и ненужной ему сковородкой, а завтра он начнёт собирать фишки на крышку для неё. 

Оборот в сетевых магазинах большой, но попасть на прилавки сетевых гипермаркетов по силам только крупным производителям. Да и не всем подходят их условия.

– Каждая сеть диктует своё, – говорят производители. – Иной раз приходится ставить за свои деньги стеллажи, предоставлять большие бонусы и скидки, делать другие маркетинговые взносы и т. д. Даже логистика, которую сегодня сократили, легла на поставщика товаров дополнительным грузом. Поэтому продолжаем искать для реализации ИП – с ними легче договориться.

Причём доминируют в Воронеже межрегиональные торговые сети, которые в основном продают продукцию «своих» предприятий. Однако, по данным общественного движения «Качество нашей жизни», фальсификаты обычно обнаруживаются как раз среди производителей из других регионов.

– В целом, воронежские продукты – хорошего качества. Да и бороться за качество с местными предприятиями намного проще, чем с представителями соседних и дальних областей, – отмечает Николай Дегтярёв, председатель движения.

Где «наши»?

Но насколько свежа продукция в торговых сетях? Ведь она, за редким исключением, поступает через распределительные центры, которые могут формироваться даже не в нашей области. Неудивительно, что в крупных сетевых магазинах продаются картофель и лук из Москвы, Рязани, Тулы, Брянска, а то и вовсе – Египта, а чеснок – из Китая. Воронежских овощей в ассортименте почти нет.

По данным регионального департамента аграрной политики, в Воронежской области ежегодно фермеры и сельхозпредприятия выращивают лишь около 5% овощей от общего объёма. Остальные 95% дают частники. Аграрии признаются: засаживать большие площади под овощи невыгодно – они быстро портятся, а единой овощебазы, куда можно было бы по выгодной цене сдавать свою продукцию, нет. Поэтому сельчанин или дачник вынужден сдавать плоды своего труда перекупщикам или везти их на ярмарку. Однако не всегда выращенную продукцию удаётся сбыть.

– В сёлах работы почти нет, единственным источником дохода у многих было выращивание свиней. Но года два назад запретили продавать мясо, если скот был забит не на бойне, – говорит Ольга Мощенко, фермер. – А транспорт есть не у всех, да и на бойне можно просидеть целый день – и не факт, что удастся дождаться очереди. За всё нужно платить, а господдержка малым фермерам фактически не доступна. В итоге выращивать скот на частных подворьях на продажу стало невыгодно.

За свежим или за дешёвым?

Рынки и ярмарки в Воронежской области, по данным статистики, занимают лишь 8% от всего объёма продовольственной розничной торговли. В основном продукты продают в специализированных магазинах розничной торговли. Но и их количество тоже уменьшается: на начало 2016 года их стало 612, что на 22 меньше, чем годом ранее.

– Всё чаще мелкие розничные магазины не выдерживают конкуренции с крупными торговыми сетями и закрываются, – констатирует Сергей НАУМОВ, председатель Воронежского регионального союза предпринимателей «Опора». – На довольно большом расстоянии от гипермаркетов уже не осталось небольших продуктовых магазинов. А вот овощных киосков становится больше – там продукция свежей, и потребитель это понял.

– В своём магазине мы продаём продукцию собственного производства. Конечно, ощущаем высокие налоги. Каждый месяц ИП приходится делать отчисления в  пенсионный фонд и фонд социального страхования, оплачивать коммунальные услуги. Кстати, тарифы за электричество для предпринимателей более чем в два раза выше, чем для населения. Конечно, все эти издержки вкладываются в цену продукта, – констатирует Ольга Мощенко.

Тем не менее, как утверждает Воронежстат, в нашем регионе доля оборота торговых сетей составляет в среднем  22,3%, что ниже показателя по Центральному федеральному округу на 2,9% и среднероссийского уровня на 1,9%. А значит, борьба за потребителя в Воронежской области в самом разгаре.

– В чём успех торговых сетей? В том, что они знают потребителя, – считает Дмитрий ВИЛКОВ, маркетолог. – В сетевых магазинах всё продумано до мелочей: сколько потенциальных клиентов проживает поблизости, как должен работать продавец, грамотный маркетинг касается даже расположения товара на полках. Но у каждого бизнеса есть свои плюсы. Мелким розничным магазинам нужно понять свои отличия и преимущества. Я, например, часто захожу в павильон рядом с домом, потому что там можно купить хлеб с корочкой без  упаковки – он мне кажется натуральнее и вкуснее.

Свои акценты

Владислав Павленко, коммерческий директор ООО «Вендор»:

– Кризиса, о котором многие говорят, мы не ощущаем. Работаем спокойно, покупателей у нас всегда хватает, хотя цены в наших сетевых магазинах «Мир вкуса», прямо скажем, не низкие. Думаю, спрос есть, потому что мы стараемся предлагать продукты, которых нет в других воронежских супермаркетах и магазинах. Делаем акцент на здоровом питании, работаем с местными фермерами. В нашей сети всего девять магазинов, высоких объёмов поставок это не требует, потому нам легче договориться с производителями.

Всё дело – в ценах

Виталий ЩЕПИЛОВ, потребитель: 
 – Я знаю нескольких хороших производителей продовольствия, но обращаю внимания, конечно же, на цену. Стараюсь покупать проверенные качественные продукты там, где они стоят дешевле. За основной массой продуктов с женой ездим в гипермаркет на Левом берегу, по мелочам идём в сетевые магазины рядом с домом, а овощи и фрукты берём в местном павильоне. На рынок не езжу. За ту же цену мясо можно купить и в гипермаркете вместе с другими продуктами. И на ярмарках не бываю - туда надо ехать специально, а это время. Да и к тому же я не особо верю, что на рынках и ярмарках можно купить самое лучшее и натуральное. Почти все продукты, которые продаются в Воронеже, выращены на добавках и химикатах. Вот сколько сейчас растят свинью на мясо? Полгода! Это очень мало. По крайней мере, купив некачественный продукт в супермаркете или павильоне, я могу потом предъявить претензии, а кому пожалуешься, когда пройдёт однодневная ярмарка? 

Условия для конкуренции

Как прокомментировали в мэрии, в Воронеже сложился открытый конкурентный рынок, который представлен торговыми сетями, небольшими продуктовыми магазинами, рынками и  ярмарками. А это значит, что у хозяйствующих субъектов есть стимул для снижения цен, улучшения качества, предоставления большего количество товаров. 
В городе действуют магазины нескольких местных и федеральных сетей и четыре рынка, на которых можно купить продукты: продовольственный «Центральный» и три универсальных – «Альянс», «Торс» и «Придача». Все остальные организованные продовольственные торговые точки, не имеющие капитальных строений, называются ярмарками.

Через третьи руки

Юрий ПОПОВ, лауреат премии «Аграрная элита России»:

- Сейчас трудно продать наш качественный картофель. В торговые сети не попадёшь – у них свои распределительные центры, картофель там привозной - из тех городов, которые выиграли торги. Продавать продукт на местных рынках - тоже не выход. Вроде и плата за место не очень большая, а вот подвоз влетает в копеечку. Да и сразу же тонну не повезёшь – если не продашь, хранить негде, на рынках нет складских помещений. А аренда подсобных помещений стоит дорого.

Иногда мы развозим картофель в мешках по домам жителей, доставляем на ярмарки и торгуем с машины. Ну, а зачастую у нас просто скупают товар перекупщики и потом продают его населению втридорога.

Думаю, что создание местных специальных оптовых центров решило бы проблему. Выращивание картофеля выгодно и для фермера, и для населения – он стал бы дешевле. Слышал, что уже есть такой проект, но он требует больших денег, и когда его воплотят – неизвестно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах