Как молодой художник проходит этап становления? Как «выращивают» художника галеристы? Как формируются цены в мире современного искусства? Какие негласные законы существуют в тусовке? Об этом и многом другом рассказал Иван Горшков на своей лекции в рамках проекта Del arte Club.
Эстетика «брутального скульптора»
Иван Горшков – художник, один из лидеров «воронежской волны» современного искусства, соучредитель Воронежского центра современного искусства. Всерьез заявил о себе в 2010 году, тогда же приобрел амплуа брутального скульптора, работающего с железом. Как рассказал Иван Горшков, ему интересна работа с формой, пластические ходы, что в целом нехарактерно для молодого современного искусства. Художник старается развивать одну эстетическую линию в разных медиа: скульптуре, живописи, инсталляции.
«Меня всегда вдохновляли художники, которые нашли свой язык и могут говорить на нем в разных медиа. Одним из таких художников является Дэвид Шригли», – отметил Иван Горшков.
В своей работе Иван Горшков уделяет большое внимание материалу.
«Хочу выстроить свои отношения с материалом, чтобы он был бесконечным, подобным стихии», – говорит художник.
Интерес для него представляют едва уловимые образы, которые могут иметь свою волю. Ключевыми словами для Ивана Горшкова является «метод» и «культурный код» и его искусство состоит в том, чтобы «нащупать актуальный культурный код, почувствовать то, что витает в воздухе».
В начале пути
В ходе лекции художник пролил свет на механизмы, негласные законы, которые царят в современном искусстве. Интересно, что к категории молодежи в искусстве можно смело относиться до 35 лет. Существуют различные фонды, которые могут выплачивать стипендию начинающим художникам. Кроме того, молодые художники могут создавать свои проекты в резиденциях в разных точках мира.
Важнейшую роль в становлении молодого художника в плане узнаваемости играет галерист, который в некотором роде продюсирует нового автора, а также продает его творения. Молодой художник стартует с 500-1000 евро за работу. Доход от продаж часто делится между галеристом и художником пополам, и, по мнению Ивана Горшкова, это абсолютно справедливо, так как продать современное искусство довольно сложно. Некоторые галеристы помимо продажи работ художников также выплачивают им стипендии.
Законы жанра
В художественной среде, как и в любой другой, существуют свои негласные законы. Например, трендом является интеллектуальное, критическое искусство. Тонким моментом считается отношение к властям, которые непринято хвалить напрямую. Кроме того, сложился некий порядок проведения выставки, когда зрителю все понятно: здесь искусство, здесь фуршет. Иван Горшков стремится создавать ситуации, когда у публики нет четкого понимания, где искусство начинается и где заканчивается. Одним из таких проектов стала выставка «Король паштет» в ресторане Воронежа, когда все скульптуры были сделаны из еды. Получилось, что гости события как раз смогли попробовать искусство на вкус.
Еще одним провокационным в некоторых аспектах проектом стала летняя школа, организованная Иваном Горшковым, который предложил всем желающим познакомиться с тем, как он создает искусство. Условием было то, что все работы, сделанные учениками во время школы, будут считаться работами Горшкова.
Вдохновение повсюду?
Иван Горшков рассказал, что однажды раз и навсегда решил для себя, что вся его жизнь будет связана с искусством. Работа, отдых – все будет проходить в художественной среде. Поэтому главным источником вдохновения художник считает контекст, то есть все, что происходит вокруг.
Однако, чтобы создать какой-либо проект, часто требуется некий импульс или подобие личного опыта. Выставка Ивана Горшкова «Лесной царь» была посвящена произведению Гете, когда мальчик видит, что его пришел забрать лесной царь. Чтобы прочувствовать сюжет, понять, мог ли он сам испытать что-то подобное, Иван Горшков зимней ночью отправился в лес, где по его словам, «попал в мифологически активное поле», включил электронную музыку на телефоне и был поражен несочетаемостью русского леса и этих звуков. Из этого ощущения и родились экспонаты «Лесного царя».