11 июня в кинотеатре «Спартак» в рамках Платоновского фестиваля искусств состоялось торжественное вручение Платоновской премии, лауреатом которой в этом году стал писатель Алексей Иванов.
«За открытие сокровенных тайн отечественной истории»
Платоновская премия учреждена в 2011 году правительством Воронежской области. Лауреата определяет совет, созданный из деятелей культуры и искусства, представителей общественных организаций и государственных органов управления. Размер премии составляет один миллион рублей. Лауреатами Платоновской премии становились писатель Борис Екимов, художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев, художник-мультипликатор Александр Петров, писатель Андрей Битов, кинорежиссер Александр Сокуров.
«По традиции кульминацией фестиваля является тот день, когда мы вручаем Платоновскую премию. В этом году совету было непросто: у нас было шесть номинантов, представители различных направлений культуры и искусства. В острых дискуссиях определился победитель: лауреатом премии стал писатель, сценарист, культуролог Алексей Иванов. Очень правильно прозвучала сама аргументация: «за открытие сокровенных тайн отечественной истории». Мы, к сожалению, долгое время жили, когда наша история начиналась почему-то только с 1917 года. А если рассматривать что-то в более отдаленной ретроспективе, это всегда находилось под жесткой цензурой, встраивалось в идеологические догмы. Конечно, важно, что сегодня появляются такие писательские труды, рассказывающие о народе, о том, как формировалось наше государство. И в этом разнообразии мы можем понимать не только, какие существовали ошибки, проблемы, а самое главное, что нам есть чем гордиться», – рассказал председатель совета по присуждению Платоновской премии, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
«Так же, как и творчество Андрея Платонова, Платоновская премия обращается к корневым явлениям культуры, иногда их называют почвенничество, но это совершенно неверно, это живая традиция, которая развивается со временем и открыта всему миру. Очень приятно, что это премия не состязательная. Для этой премии не надо заводить выгодные знакомства. Надо просто существовать в культуре, а не в московской художественной тусовке. И, конечно, очень престижно стоять в ряду с лауреатами Платоновской премии за прошлые годы», – поделился впечатлениями Алексей Иванов.
Кстати, Алексей Иванов 10 лет обходил стороной литературные премии, считая, что их вручают лишь определенным категориям авторов. «Другое дело – премия за культуру. Платоновская премия общекультурная, я принял ее с благодарностью», – отметил Иванов.
Герой нашего времени и драма эпохи
После вручения премии состоялась творческая встреча в формате «вопрос-ответ». Пообщаться с Алексеем Ивановым читатели могли и на прошлом Платоновском фестивале, когда писатель выступал в рамках литературной программы форума искусств. Тогда он также успел познакомиться с городом и изучить материал, связанный с историей воронежских верфей. Все дело в том, что Иванова давно интересует тема речного флота. Сейчас, как говорит литератор, накопилось значительное количество материала, однако книга в голове автора пока не сложилась. Писатель также поделился с публикой своими впечатлениями от столицы Черноземья: «Воронеж очень понравился, это один их тех городов, в которых хочется жить».
Одним из самых известных произведений Алексея Иванова является роман «Географ глобус пропил», который был экранизирован режиссером Александром Велединским.
«Когда я узнал, что будут делать фильм, конечно, был очень рад, и тогда возник вопрос, кто будет играть главного героя. Было две кандидатуры: Евгений Миронов и Константин Хабенский. Лично я поначалу склонялся к Евгению Миронову, но когда я увидел, как сыграл Хабенский, я понял, что решение Велединского взять Хабенского было очень правильным. Евгений Миронов сыграл бы на интеллекте, а Хабенский играл на обаянии. И с точки зрения кинематографа игра на обаянии важнее, чем игра на интеллекте. Это же не научная монография, а художественный фильм», – рассказал Алексей Иванов.
Как говорит писатель, он очень доволен этим фильмом, несмотря на то, что в него не вошло многое из романа. Еще один интересный момент, который отметил литератор, – это разница между главным героем в книге и главным героем в фильме.
«Свой роман я написал в 1995 году, то есть уже 22 года назад, а Велединский снимал фильм в 2013 году. Совпали мы в том, что писали героя нашего времени, но поскольку времена изменились по сравнению с 90-ми, и герой получился не совсем такой», – отметил Иванов. - Герой нашего времени всегда завязан на время, когда пишется произведение. Точно также я завязывал главного героя своего романа Виктора Служкина на драму эпохи. Многие, наверное, помнят, что такое лихие 90-е. В то время вокруг человека просто рушился мир. Земля уплывала из-под ног, люди не понимали, как им жить. Главное желание людей было обрести какую-то твердую опору. Мой герой воплощает в себе потребность в такой опоре. Виктор Служкин из романа ищет примирения, гармонии, твердости бытия, которого не хватало в 90-е. Он страдает теми же болезнями, что и эпоха».
Александр Велединский снимал свой фильм в 2013-м, и главной проблемой было не отсутствие гармонии, а отсутствие свободы.
«Герой, которого играет Хабенский, всем дает свободу, и не его вина, что люди этой свободой не умеют пользоваться. Это вина времени».