8 июля немецкий виолончелист Юлиан Штекель и Воронежский симфонический академический оркестр под управлением дирижера Владимира Вербицкого открыли музыкальную программу VIII Платоновского фестиваля искусств.
В зале филармонии прозвучали произведения французских композиторов – Габриэля Форе, Мориса Равеля и Анри Дютийе. Свой виолончельный концерт «Целый мир вдали» Анри Дютийе посвятил другу Мстиславу Ростроповичу. В концерте пять частей, название которых отсылает слушателей к сборнику стихов Бодлера «Цветы зла». Юлиан Штекель мастерский интерпретировал сложное и философское сочинение Дютийе.
Перед концертом немецкий виолончелист пообщался с журналистами и раскрыл секрет успешности музыкантов.
Об успешности музыкантов
Если я спрашиваю своих коллег, откуда у них эта музыкальность, то очень часто они упоминают своих родителей. Оба моих родителя музыканты. Они не так часто выходят на сцену, но они преподают. Поэтому в нашем доме музыка была чем-то само собой разумеющееся. Она была частью нашего дома. Две мои сестры – тоже музыканты.
Конечно же, чтобы стать великим музыкантом, должно повезти с учителем. Мне в этом плане посчастливилось. В 5 лет я нашел прекрасного учителя, с которым мы занимались 11 лет. И в 16 лет я полностью владел техникой. Учитель много мне дал и помимо нее. Мы разбирали с ним произведения от барокко до современности, говорили о людях культуры и искусства, читали разные книги. Так что в этом плане я получил очень многостороннее образование.
Говоря о музыке, нельзя говорить лишь о технике. Своей игрой на сцене нужно еще что-то уметь сказать. Речь идет об эмоциях, которые нужно показать. На сегодняшний день техники просто недостаточно. Больше речь идет о какой-то личности. Однако без должного желания и прилежности ничего не получится. Поэтому музыкантом еще нужно хотеть стать.
Что еще мне помогло – это общение со своими сверстниками. Мои братья и сестры тоже играют на инструментах и поначалу мы с ними играли трио и квартеты. Но я также играл со своими ровесниками, подростками – от 15 до 18 лет. И это здорово, что ты не один, когда столько ребят твоего возраста интересуются тем же. Вот такой салат из музыкальных вещей, которые делают тебя великим музыкантом.
В любой профессии есть рутина, которая вызывает усталость и часто приходится играть одну и ту же программу. Но важно сохранять любопытство к тому, что ты делаешь и смотреть иногда на это свежим взглядом. Это помогает сохранить желание работать дальше.
О студентах
Когда я вижу, что студенту не подходит что-то, то у меня нет проблем с тем, чтобы предложить ему другого педагога или посоветовать заняться чем-либо другим. Как правило, я замечаю это раньше, чем сам студент.
Я стараюсь не придерживаться определенного шаблона в отношении всех студентов. Всегда пытаюсь понять, чего человек хотел бы достигнуть в своей профессии – играть камерную музыку или солировать.
Ученики приходят разные и с разными возможностями. Кому-то нужно давление, а с кем-то нужно заниматься очень аккуратно, как с нежным растением, которое нельзя просто так взять и залить водой. Еще я стараюсь сделать так, чтобы мои студенты были достаточно независимы. Когда у меня спрашивают – как я должен это сыграть? Я всегда отвечаю – а как бы ты хотел это сыграть?
Чаще всего я задаю ученику на занятиях вопрос — почему ты это делаешь? Если человек может обосновать свою интерпретацию, я прислушаюсь к его мнению.
О русских композиторах и Ростроповиче
Мы, нынешнее поколение современных музыкантов, очень благодарны Ростроповичу за то, что у нас есть разнообразный репертуар – не только Бах, но и современные композиторы.
Я играю в полной мере произведения всех русских композиторов, которые писали для виолончели – Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. Мне трудно назвать кого-то отдельного, потому что они все прекрасны и разнообразны. Я процитирую Ростроповича, который на вопрос о том, какой его любимый композитор, ответил: «Всегда тот, которого я играю сейчас». Мне кажется, это должно быть условием твоей работы – любить то, что ты сейчас играешь.
О виолончели
Виолончель, с которой я приехал, у меня уже два года. И мне очень повезло, что одна женщина предоставила мне возможность играть на этом инструменте.
Виолончель была сделана в 1685 году, она – ровесник Иоганна Себастьяна Баха. Создал её Андреа Гварнери, основатель знаменитой династии итальянских мастеров.
Играть на этом инструменте сложнее, чем на новом, но у него потрясающий окрас тона и звучание. И мне доставляет удовольствие играть на нём каждую минуту.