Воронеж, 3 апреля – АиФ-Черноземье
Так ли опасна добыча никеля? Угрожает ли она природному равновесию? Какими ещё полезными ископаемыми может похвалиться наш регион?
Об этом и многом другом на прошлой неделе читатели «АиФ-Черноземье» спрашивали Виктора Бочарова, доктора геолого-минералогических наук, профессора, заместителя председателя общественного совета по контролю за разработкой никеля в Воронежской области.
В преддверии Дня геолога, который отмечается 7 апреля, в редакции прошла «прямая линия».
Так ли страшен никель?
Никель – далеко не самый востребованный металл среди тех, что используются в российской промышленности. Зачем нужна дорогостоящая разработка новых месторождений?
Владислав Сорока, Воронеж
– Знаете историю открытия никеля? Его обнаружили случайно. Никель – это псевдозолото. Искали золото, а наткнулись на никель. Учёные не сразу обратили внимание на его свойства, но когда это произошло, никель стали использовать сначала в металлургии, потом в приборостроении. Сегодня он используется в самых разных областях: радиотехнике, электронике, машиностроении, авиационной и космической промышленности и даже в производстве денег.
Все монеты белого цвета в значительной степени состоят из никеля. То есть мы носим его в карманах каждый день.
Я не знаю, откуда взялось представление о том, что никель вреден.
Как можно минимизировать загрязнение воздуха при добыче никеля?
Елена Меркулова, Новохопёрск
– При разработках месторождения добывается руда - это не чистый никель и не чистый металл. Сам никель как элемент в чистом виде в природе не существует, он связан в соединения – по химическому составу сульфиды и силикаты. Руда – это смесь горной породы и минералов. Чтобы достать из этой руды никель, на первом этапе вся масса подвергается дроблению. Если дробить в открытом помещении, то пыль пойдёт в атмосферу, поэтому всегда строят закрытые ангары и периодически смачивают руду, чтобы пыль оседала.
После дробления начинается процесс флотации: в специальные ёмкости засыпают раздробленную массу и с большой скоростью пропускают через неё воду – таким образом происходит отделение рудной массы от силикатной, руда как более тяжёлая фракция остаётся на месте, а порода уносится водным потоком в специальные отстойники. Именно такой процесс производства никелевого концентрата в Новохопёрском районе, кстати, собирается организовать в случае подтверждения запасов месторождения компания-разработчик – УГМК.
Много разговоров о негативных радиоактивных последствиях при добыче никеля на Хопре. Имеют ли такие разговоры под собой почву?
Владимир Скороспелов, Лиски
– Радиоактивных элементов в месторождении нет. Там их быть и не должно, потому что никель и радиоактивные изотопы урана, тория и других элементов не совместимы. Повышенное количество урана может быть в кислых породах, например, в гранитах. Но здесь не граниты, а основные высокомагнезиальные породы. Так что причин для беспокойства нет.
Защита прежде всего
Каков опыт добычи никеля за границей?
Светлана Лужина, Новохопёрск
– Никель добывают в Южной Африке, Финляндии, Австралии, Канаде, Бразилии и других странах. Первыми в разработке никелевых месторождений были норвежцы и канадцы. В Финляндии, например, много месторождений никеля, но они значительно меньше по размеру. Финны полностью разрабатывают месторождение 5-10 лет, а потом это место рекультивируют. Через каких-то 5 лет там уже растут молодые сосны и зелёная трава. Месторождения никеля в Воронежской области образовались около двух миллиардов лет назад и до сих пор находятся в состоянии консервации.
Жителям Новохопёрска разработки пойдут только в плюс. Сегодня Новохопёрск самый маленький по населению город области, и население с каждым годом сокращается. Люди уезжают оттуда, ведь им негде работать. Если будет построен горно-обогатительный комбинат, то работа появится, причём зарплата там будет весьма достойная.
Вся Воронежская область славится своими чернозёмами. Очень важно их сохранить. Не будет ли нанесён вред почве в связи с добычей никеля?
Елена Короленко, Воронеж
– Перед тем как поставить вопрос о разработке месторождения, в течение года проводились исследования по определению экологического фона. Исследовались почвы, растительный мир, поверхностные воды. В Новохопёрском районе земли хорошего качества – лишь в бывшем Елань-Коленовском районе, в южной же части района очень слабые песчаные почвы, которые особой ценности не представляют.
Всё предприятие по добыче никеля займёт пространство не более 20 гектаров: шахта, горно-обогатительный цех и административный корпус, никакого урона чернозёмам и сельскому хозяйству это не нанесёт. Об этом можно было бы говорить в случае, если добычу предполагалось вести открытым способом, но это не наша тема. В нашем случае бояться нечего.
Вода – на первом месте
Останется ли заповедник заповедником после добычи никеля? Не исчезнет ли он с лица земли, как Аральское море? И как быть с рекой Хопёр – не пострадает ли она?
Галина Геращенко, Борисоглебск
– Хопёрский заповедник не только не исчезнет, но и увеличится в 2,5 раза. В него, например, войдёт Теллермановский лесной массив. Что касается Хопра, то почему-то некоторые люди считают, что при разработке никелевых месторождений пострадают реки Елань и Савала, которые впадают в Хопёр. Но Савала впадает в Хопёр на границе с Волгоградской областью, заповедник же заканчивается на окраине Новохопёрска, т. е. даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств река не пострадает, ведь вода вспять не потечёт.
Жители опасаются, что отстойники в пойме рек будут их загрязнять. Но при разработке никеля потребление воды крайне незначительное. Кроме того, вода в отстойниках осветляется до тех пор, пока не исчезнут различные взвеси, она не будет поступать в Хопёр, а отправится в обратный цикл промывания руды. Так что и жителям Урюпинского района Волгоградской области опасаться нечего.
Такая технология используется при добыче железных руд. В итоге заповедник от разработки никелевых месторождений только выиграет. Сейчас он живёт и работает в непростых финансовых условиях - не хватает средств. Но при разработке никеля владельцы предприятия будут обязаны выделять на благоустройство заповедника значительные суммы денег, как это делает, например, горно-обогатительный комбинат для заповедника Белогорье в Белгородской области.
Какие ещё полезные ископаемые хранят недра Воронежской области?
Евгений Орлов, Россошь
- Главное полезное ископаемое области - это подземные воды. 60% населения земного шара лишены качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, поэтому в будущем она будет иметь огромное значение. Во-вторых, полезные ископаемые общего распространения: песок, глина, известняк - в общем, строительные материалы. Их с каждым годом требуется всё больше и больше, ведь темпы строительства растут. В-третьих, это минеральные воды, которые можно использовать в лечебных целях. Кстати, этими водами особенно богат Новохопёрский район, но они пока используются явно недостаточно.
Мой сын учится в 10 классе, ему нравится профессия геолога. Насколько эта профессия востребована?
Наталья Михайлова, Воронеж
– Это очень интересная и необходимая профессия! Наш валовой продукт формируется в основном за счёт недропользования, более 60% ВВП - от эксплуатации недр. Особенно востребован труд геологов, ведущих поиск и разведку нефтяных и газовых месторождений, а также месторождений подземных вод, поскольку в постнефтегазовый этап развития нашего общества основным полезным ископаемым станет питьевая вода. Поэтому нужны специалисты, занимающиеся подземными водами, а также геологи, ведущие изыскания под строительство зданий и сооружений, и геологи, охраняющие недра от истощения и загрязнения.