«Маршрутные войны» в Старом Осколе

   
   

В Старом Осколе, втором по величине городе Белгородской области, по словам местных предпринимателей, чиновники активно выдавливают малый и средний бизнес с рынка транспортных услуг.

– Пока ситуация остаётся относительно спокойной, но не исключено, что всё это закончится закономерным социальным взрывом с непременными в таких случаях визитами в регион вышестоящих представителей власти, – считают пострадавшие предприниматели. В настоящее время они пытаются отстоять свои интересы исключительно в рамках закона.

Отчаявшись найти защиту в региональных правоохранительных органах, старооскольские транспортные компании уже направили жалобы в Федеральную антимонопольную службу, Генеральную прокуратуру, а также написали письмо губернатору Белгородской области Е. С. Савченко. Предприниматели хотят одного – объективного и независимого расследования всего происходящего и последующего восстановления своих законных прав.

История проблемы

В «нулевые» годы рынок автобусных пассажирских перевозок в Старом Осколе считался одной из самых закрытых сфер городского хозяйства. Ситуация кардинально изменилась несколько лет назад. Городские власти провели прозрачный и открытый конкурс на право оказания транспортных услуг. В результате автобусные маршруты были распределены между крупнейшей автотранспортной компанией Старого Оскола «Осколпасстранс» и пятью индивидуальными предпринимателями в рамках пятилетних контрактов. Конкуренция позволила значительно улучшить качество работы общественного транспорта на старых маршрутах и организовать новые.

Впрочем, транспарентный формат работы оказался не востребован новой городской администрацией и сменившимся руководством местного управления промышленности, транспорта, связи. Поэтому в начале 2014 года независимые перевозчики неожиданно столкнулись с жёстким и методично срежиссированным прессингом со стороны различных контролирующих организаций, который продолжается до настоящего времени.

Под предлогом якобы выявленных ревизорами многочисленных нарушений чиновники в одностороннем и внесудебном порядке принялись расторгать контракты на оказание транспортных услуг с победителями тендера. При этом Федеральный закон № 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» не предусматривает расторжение контрактов в одностороннем и внесудебном порядке.

   
   

Кому достались отобранные маршруты?

Как заявляют в своих жалобах в правоохранительные органы перевозчики, «освободившиеся» маршруты стали перераспределяться в пользу фаворита новых властей – индивидуального предпринимателя Е. Е. Гриднева (это один из победителей конкурса, кумом которого, по словам предпринимателей, является начальник управления промышленности, транспорта и связи администрации Старооскольского городского округа.). Также маршруты были перераспределены в пользу компании «Трансальянс», директором которой является сестра Гриднева.Что немаловажно, репутация предпринимателя Гриднева как добросовестного перевозчика не идеальна. Например, 16 ноября 2015 года Арбитражный суд Белгородской области привлёк Гриднева к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по соблюдению нормативных актов в области перевозки пассажиров. В частности, был выявлен факт нарушения ИП Гридневым Е.Е. лицензионных требований по соблюдению нормативных актов в области перевозки пассажиров.

Суд да дело

Администрация города Старый Оскол ещё не исполнила решение Арбитражного суда в пользу пострадавших перевозчиков. В частности, недавно арбитражный суд Белгородской области удовлетворил иск одного из бизнесменов, признав действия администрации по одностороннему аннулированию договора, заключённого по результатам победы в конкурсе, незаконными. Суд указал, что между администрацией и перевозчиком сложились гражданско–правовые, а не административно–правовые отношения. А значит, каждая из сторон обязана руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и представить доказательства в обоснование своих требований. Однако правовых и фактических оснований для расторжения договора на осуществление перевозок администрацией Старого Оскола представлено не было.

Как обычно, пострадали простые люди

Жертвой стремительного передела рынка стали не только частные предприниматели – победители конкурса, многие из которых ещё должны каким–то образом выкупить свои авто, взятые в лизинг, но и крупнейшее транспортное предприятие города «Оскольский пассажирский транспорт», располагающее списочным автопарком 204 единицы, сертифицированной технической базой, мойкой, шиномонтажной мастерской, лицензированным пунктом медицинского осмотра водителей, магазином и складом комплектующих для различных марок автобусов, охраняемой стоянкой с видеонаблюдением, профессиональными водителями. Под угрозой потери рабочих мест оказалось более двухсот индивидуальных предпринимателей, с которыми взаимодействовал «Осколпасстранс» (некоторые из них под давлением чиновников были вынуждены свернуть бизнес либо перешли под крыло «Трансальянса»), а также несколько десятков штатных работников компании.

Но в конечном итоге сильнее всего пострадали жители Старого Оскола, многие из которых будут пользоваться услугами не крупнейшего предприятия «Осколпасстранс», располагающего самой внушительной инфраструктурой, а компаний, качественный уровень инфраструктуры которых на порядок ниже, что не может не сказаться на безопасности и стабильности перевозок.

Несмотря на такое положение дел, по словам местных предпринимателей, они не собираются опускать руки и будут бороться до победы.

Смотрите также: