С тех пор, как мэр Липецка Михаил Гулевский задал курс на увеличение в городе количества фонтанов, об этом в Липецке только и говорят. Непосредственное отношение к фонтанному искусству имеет гость редакции "АиФ-Липецк" Юрий ПАРХОМЕНКО. Сотни его работ размером от 15 сантиметров до 15 метров украшают столицы и города республик бывшего СССР.
Генная память сделала "народным"
- Юрий Васильевич, судя по вашим работам, судьба художника вам была уготована заранее?
- Как знать. Родителей я потерял рано. Мать и отца обвинили в шпионаже и расстреляли как врагов народа. Через 28 лет всех реабилитировали. После войны я беспризорничал. Детская воспитательная колония, армия, так называемая глубинная разведка. После армии более 20 лет отработал на урановом руднике. Работал кузнецом в Алма-Ате, Шевченко. Трудился даже на космодроме "Байконур".
Работая с металлом, решил возродить идею металлического дерева-фонтана. Начал создавать сказочные светильники, фонтаны для детских садов. В этом направлении у меня более трёхсот авторских изделий. Потом получил звание "народный" - за создание своего, авторского, творческого направления в декоративной светотехнике СССР. Мои работы можно увидеть и на страницах большой российской энциклопедии "Современная художественная ковка". Там им посвящена целая глава.
Я создал 18 монументальных работ в центре Алма-Аты напротив дома правительства и мэрии. С таким творческим стажем пришёл в Московский университет искусств. Мне сказали, что подобного еще не видели. Предложили написать дипломную работу. В тот период ЦК ВЛКСМ пригласил меня оформлять лагерь "Артек". Моя дипломная - оформление лагеря "Артек" - вошла в фонд социальных изобретений СССР. Кстати, диплом защитил на "отлично".
- Откуда же у вас такая тяга к искусству?
- Сработала генная память предков-кузнецов. Мне удалось составить своё генеалогическое древо на 300 лет. Родители в детстве рассказывали, что мои предки - выходцы из Индии. В роду были и строители, и художники, и мастера по холодному оружию. Во времена Ивана Грозного мой предок через Кавказ караванным путём пришёл в Москву. Принял христианскую веру и получил имя Александр. По одной из семейных легенд, в его крещении участвовал сам Иван Грозный. Так образовалась родовая ветвь россиян. Потом он оставил Москву, отказался от дворянского звания придворного оружейника и ушёл с семьёй на Запорож-скую Сечь. Когда её ликвидировали, ушёл на Кавказ, где надолго обосновался наш род. Мой дед по отцу, Георгий Пархоменко, до революции 1917 года окончил московский университет и стал художником-иконописцем. Его брат стал офицером Российского флота, другой брат - инженером-механиком флота.
Мощная оппозиция безвкусице
- Вот смотрю на вас и думаю: в Липецке вы уже более десяти лет, а ни одной вашей работы в городе нет. Хотя сейчас специалисты, подобные вам, должны быть востребованы как никогда.
- Липецк - очень хороший город. И когда я сюда приехал, сразу понял - здесь можно многое сделать. Через какое-то время моя общежитовская комната была завалена огромным количеством эскизов и набросков. Пошёл к губернатору Олегу Королёву. Показал свои работы, поделился планами. Услышал в ответ: "Через два дня вас найдут. Будете работать!" Но сколько прошло времени - никто ко мне так и не обратился.
А ведь и я мог бы внести свою лепту в оформление "жемчужины Черноземья". Работая в городе Шевченко, я строил фонтаны-деревья для детских садов. Каждый такой фонтан был высотой более пяти метров и диаметром примерно четыре метра. В ветвях просверлил более трёхсот двухмиллиметровых отверстий и подсоединил к ним тёплую воду. В жаркий день воспитатели заводили группу детишек в ограниченное кругом из бетона пространство, открывали воду и струйки поливали эту голосящую от восторга команду. Был у меня и фонтан-азбука, аналогов которому не было в мире (на ветвях огромного металлического дерева был разбросан весь алфавит). Всё это можно было бы сделать и в Липецке.
Но проблему я вижу не только в этом. Скажу честно, поющий фонтан у памятника Петру Великого мне не понравился. На мой взгляд, рядом с памятником великому реформатору России, основоположнику прекрасных фонтанов местные строители возвели плохое оформление вокруг отличной гидромеханики. А возведение фонтана - всё-таки искусство.
Почему местная власть не создаст городской совет с привлечением на конкурсной основе творческих людей для оформления социально значимых мест города? Ведь в Липецке более тысячи художников, архитекторов, дизайнеров, декораторов. Это мощная оппозиция безвкусице.
- А в Казахстане отношение к творческим личностям было другое?
- Тогда и времена были другие. В своё время вызвал меня мэр Алма-Аты Нуркадинов и сказал: "Наши специалисты не в состоянии сделать стоящий фонтан, сделаешь?" "Сделаю, - ответил, - но с одним условием: вы меня снабжаете всем необходимым и не мешаете работать". И сегодня моё 8-метровое детище стоит у здания правительства Алма-Аты.
За работу над фонтаном получал обычную зарплату - 340 рублей. Это на 200 рублей больше, чем был оклад у директора завода тяжёлого машиностроения. Конечно, это многих раздражало. Но Азия есть Азия. Там как нигде требуется умение ладить с руководством. У меня такого умения не было и нет. Поэтому, наверное, меня не принял ни Союз художников, ни Союз дизайнеров. Да, если честно, для меня всегда важнее было другое.
...Как-то в Алма-Ате довелось встретиться с крупным бизнесменом из Арабских Эмиратов. Тот увидел мои работы и предложил поехать к ним - оформлять дворец шейха. Я уже начал работать над эскизами, но началась война в Ираке, и моя поездка сорвалась.
- Жалеете?
- Сейчас нет. Может, оно и к лучшему. Ведь в то время у нас не было грамотных юристов, которые бы могли мне подсказать, как правильнее составить контракт. И чем бы эта поездка закончилась для меня - неизвестно.
- Юрий Васильевич, а мечта у вас есть?
- Есть. Как-то в программе "Жди меня" увидел свою тётку. От неё узнал, что у меня есть брат, который работает инженером на Ставропольском заводе. А мой дядя, оказывается, был академиком Ставропольского университета. Я отправил Кваше четыре письма, хотел узнать адрес тётки и брата. Но мои письма так и остались без ответа. Понимаю, что к ним каждый день обращаются сотни людей и до меня у них руки не доходят. Но очень бы хотелось отыскать свою родню.
Справка "АиФ"
На сегодняшний день в Липецке насчитывается 15 фонтанов. Самый молодой - светомузыкальный на площади Петра Великого. Он был сдан в эксплуатацию этим летом в подарок ко Дню рождения города. На его возведение ушло 25 миллионов рублей. Этот фонтан не только играет и выпускает струи на девять метров, но и рисует из воды различные картины. Кстати, "начинку" фонтана нам подарили итальянцы. Самой большой в Липецке считается фонтанная композиция у здания областного драматического театра. Она представляет собой каскад из пяти фонтанов. К числу необычных фонтанов можно отнести фонтан на улице Ленина. Он представляет собой фонтанную композицию с полусферой в центре. А фонтаны комсомольского пруда с этого года украшают плавающие клумбы. Ещё несколько фонтанов, по задумке градостроителей, должны вскоре появиться в Каменном Логу. Ведь из самого неблагоустроенного уголка Липецка Каменный Лог планируется превратить в излюбленную зону отдыха липчан.