Пять дней в нашем регионе гостил культурный бомонд России. В области прошел музыкальный фестиваль памяти Тихона Хренникова.
В Липецке
Мировая знаменитость тенор Роберто Аланья покорил липецких меломанов исполнением арии Ленского из оперы "Евгений Онегин". По окончании концертного номера зрительный зал устроил ему продолжительную овацию. Из зала неслись выкрики "браво". Эта ария была единственным русскоязычным произведением в его репертуаре, причем специально подготовленным к российским гастролям. Конечно, слова он выпевал с заметным акцентом, и ария в музыкальном плане по сравнению с итальянским бельканто оказалась для него трудной. Он пел с большим напряжением, волнением, будто ожидал провала. Возможно, и реалии "Евгения Онегина" ему кажутся весьма далекими. Но знаменитые пушкинские строки в устах французского тенора прозвучали вполне задушевно. И порой слушателям порой казалось, что звучит голос великого Лемешева. Но затем его голос уходил в сторону, и в целом ария была исполнена намного ниже уровня хорошего русского певца из первоклассного оперного театра.
Зато в итальянской музыке Роберто Аланья был как в родной стихии, уверен в себе и блестящ. Его репертуар состоял из произведений, составляющих вершину оперного искусства, таких как арии Альфредо ("Травиата") и Каварадосси ("Тоска).
Выступление тенора сопровождал академический камерный оркестр Musica viva под управлением Александра Сладковского. Мелодия звучала тихо и даже нежно, позволяя артисту показать вокальные возможности во всей полноте. В первую минуту его лирический тенор поразил богатством и сложностью своего звучания, но во втором отделении он показался уставшим и "обедневшим".
Зал драмтеатра, где состоялся единственный концерт знаменитости, был заполнен до отказа. Липецкие меломаны своими бурными аплодисментами довели заезжего артиста до изнеможения. Программа закончилась, а они хлопали и хлопали в ладоши, не желая расставаться с тенором. И Аланья выходил на сцену и пел новые произведения. Дело дошло до того, что ему на помощь пришла супруга красавица Анджела Георгиу. Они исполнили два прекрасных любовных дуэта, демонстрируя зрителям свою нежность.
Выходы на бис свидетельствуют о том, что гастролер остался доволен провинциальной публикой.
В России свои первые концерты Роберто Аланья дал осенью прошлого года. И вот дошел до провинции, вообще не имеющей оперной традиции. А о нашем родном Тихоне Хренникове, а рамках фестиваля которого состоялся концерт оперных звезд, напомнило лишь короткое вступительное слово театрального критика Игоря Бэлзы, напомнившего о жизнерадостных, прекрасных мелодиях нашего земляка. Предваряя выступление Аланьи, Бэлза сказал: "Он поет как соловей о розе". И этот концерт можно будет увидеть по центральному телевидению, он был записан работниками телеканала "Культура".
Несколько больше - целой композицией на мелодию "Колыбельной" из "Гусарской баллады" - Тихон Хренников был упомянут в концерте биг-бэнда по управлением Георгия Гараняна. Знаменитому дирижеру так понравился теплый прием местной публики, что он с удовольствием отметил, что в Липецке понимают джаз.
И в Ельце
Основной концертной площадкой все же стал родной город Тихона Николаевича - Елец. Здесь 10 июня, в день рождения композитора, в его доме-музее состоялось торжественное открытие фестиваля. С большой концертной программой выступили Лев Лещенко, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Владимир Зельдин, Лариса Голубкина, Федор Чеханков. Тепло встречали ельчане и актеров Омского государственного музыкального театра, вынесшего на суд зрителей спектакль на музыку Хренникова "В шесть часов вечера после войны". После спектакля актеры признались, что так сердечно их нигде не встречали.
Всего в рамках фестиваля за пять дней выступили 24 коллектива и более 600 участников. Праздничные мероприятия прошли почти во всех райцентрах области.