Примерное время чтения: 6 минут
205

Вещи серьёзные, идущие от почвы...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 31/03/2010

За четыре десятилетия литературной деятельности Александр Титов издал только семь книг, последние три вышли в Липецке в 2001 году. Зато многие его произведения широко представлены в Интернете. Достаточно набрать его имя в поисковой строке, и можно окунуться в стихию оригинальной прозы, повествующей о нашей жизни, трагической и смешной.

Капитализм помешал

- Вы, Александр Михайлович, постоянно проживаете в селе Красное. Вы согласны с общим утверждением, что для русского писателя полезно жить в народной гуще?

- Я - сельский житель в полном смысле этого слова. Я согласен с писателем Уильямом Фолкнером, который говорил: "Я не писатель, я - фермер". Проживаю с женой в старом отцовском домике, в хозяйстве у меня кошка и собака. Огород - 15 соток, надо посадить, протяпать и окучить. Труд тяжёлый, но пока справляюсь. Я непритязательный человек, ношу простую одежду, картошки накопаю - на хлеб заработаю. У меня семья, две дочери, я всю жизнь работал, писал в районной газете о надоях и привесах. Сельская тишина располагает к творчеству. Правда, годы уже не те. По моему опыту, сорок лет - самый лучший возраст для литератора.

- Но признание в виде литературных премий пришло к вам в последнее время. Неужели эти события не воодушевили вас? Как на ваше писательское самосознание повлияли публикации в таком престижном литературном журнале, как "Новый мир"?

- Я же совершенно провинциальный писатель. Как говорил тот же Фолкнер, "дремучий". Публикация в "Новом мире" мне показала, я на что-то способен. Я "подтянулся", понял, что могу делать вещи серьёзные и социальные, как говорят мои коллеги, идущие от почвы. У меня есть цикл рассказов "Деревня Тужуловка", который я пока не сумел опубликовать. В этих рассказах повествуется о том, как погибали неперспективные деревни. Если всё собрать воедино, то получится хорошая книжка, которая отражает настроения периода 1990-х в деревне.

- Для писателя сейчас нормальное время?

- Для писателя всегда нормальное время. А вот для книгоиздания - не всегда. Я пишу постоянно, но не в стол, как говорили в прежние годы, а в компьютер. Главное - высказаться. Публикуюсь в Интернете, но это гонорара не даёт. Когда я учился на Высших литературных курсах, в Москве должны были выйти четыре мои книжки, за одну я даже аванс получил. Но не вышло ни одной, потому что кончился социализм и наступил капитализм.

"Одинокий гармонист"

- И как работается вам в современных условиях?

- Всю жизнь, с 17 лет, я на хлеб зарабатывал журналистикой и мечтал о времени, когда стану вольным писателем и смогу целиком отдаться творчеству. Казалось, вот тогда я буду писать... Несмотря на, казалось бы, обретённую с досрочной пенсией свободу, моё творчество продвигается не так успешно, как мне хотелось бы. Я пишу статьи, очерки, эссе и произведения для детей, работаю над романом. Если уж я писал о надоях и привесах, то почему бы не попробовать себя в коммерческой литературе. Это будет "роман воспитания" о студенте. Возможное название - "Двойник Есенина". Молодой человек приехал в Москву искать счастье и благодаря женщинам сумел прорваться к деньгам и славе.

- А какое произведение вы считаете главным делом своей жизни?

- Роман "Прощание с гармонистом" - моё основное произведение. Я написал его в сорок лет, вложил душу и силы, однако до сих пор не могу напечатать. Но все желающие могут познакомиться с ним в Интернете. Я планирую переделать его и опубликовать в той книге, которая должна выйти на бюджетные деньги по случаю моего юбилея.

- Ваша проза - это особая аура, наполненная сочувствием к деревенскому человеку, трогательному и смешному.

- Мой юмор неброский, я не акцентирую на нём, но без него жить нельзя.

- Чем примечательны процессы, происходящие в сельской глубинке?

- Ещё при социализме власти провели укрупнение населённых пунктов, народ уехал из маленьких деревень. Теперь на село пришли инвесторы, они по-своему руководят хозяйством. В любом сельском магазине широкий выбор всего, в том числе и молочных продуктов. А в советское время невозможно было купить сливочное масло. Хотя тогда на нашей улице было около 30 коров, сейчас - одна. Старики живут на пенсию, те, кто помоложе, уезжают на заработки - в Москву, Липецк. Страна вроде переходит к капитализму, но все приспосабливаются.

- В 70-е годы, когда вы пришли в литературу, любой молодой писатель-деревенщик искал своё родство с самым знаменитым автором той эпохи Шукшиным. И как-то странно слышать от вас частые ссылки на Фолкнера.

- Фолкнером я увлёкся внезапно лет двадцать назад и перечитал все произведения, которые смог найти. Он мне близок по образу жизни и по отношению к миру. Он такой же провинциал, жил в глуши. У него свой, особый взгляд на внутренний мир человека, он понятен мне, хотя он и американец. А вообще-то мой любимый писатель - Андрей Платонов. Лучший писатель XX века. Стоит на недосягаемой высоте.

Я написал эссе о Платонове, которое было опубликовано в "Литературной России". Сейчас пишу о записках Платонова, пытаюсь найти в его дневниковых записях "изюминку", которая является как бы его завещанием всем нам.


Досье

Александр Михайлович Титов родился в 1950 г. в селе Красное Липецкой области. Окончил Московский полиграфический институт и Высшие литературные курсы.

В районной газете прошёл путь от рядового корреспондента до редактора.

Дипломант 5-го Волошинского конкурса (2007 г.) за рассказ "Ребро Гоголя", лауреат премии А. Толстого в области детской литературы (2007 г.), финалист национальной литературной премии для детей и юношества "Заветная мечта - 2008".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах