22

Ремесленнику до мастера - далеко

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 14/03/2012

Он легко превратит камень в розу и выстроит замок из песка. Любой материал "оживает" в руках мастера. А ещё он каждый год дарит липчанам ледяную сказку, хоть и не волшебник.

"АиФ-Липецк" встретился с известным липецким скульптором Игорем МАЗУРОМ, чьи творения сегодня украшают улицы и парки нашего города.

Из артистов - в художники

- Игорь Михайлович, у вас талант, наверное, проявился ещё в детстве?

- Нет, конечно. К изобразительному искусству у меня в детстве было посредственное отношение. Да я и рисовал-то, честно признаться, не очень хорошо. В большей степени мои художественные способности проявились в школьные годы. Помню, как я всему классу рисовал хоккеистов ЦСКА. Примерно тогда же я увлёкся и лепкой. В общем-то, какое-то отношение к искусству я всегда имел, потому что воспитывался в творческой среде. Родители у меня были людьми культуры: мама в юности занималась балетом, папа трудился в театре. Да я и сам очень театр любил, в школе участвовал почти во всех постановках.

- Почему же не стали артистом?

- А это вполне могло случиться. Когда я окончил школу, передо мной стоял выбор: поступать либо в театральное, либо в художественное училище. Но так получилось, что в то время мы с родителями были на гастролях в Орле. А там как раз только открылось художественное училище, туда я и был определён своими родителями. С той поры я и посвятил свою жизнь изобразительному искусству. Помню, свою первую серьёзную работу - это была выполненная из меди скульптура сварщика. Её даже приняли на крупнейшую всесоюзную выставку в Манеже.

- А после каких работ почувствовали себя профессионалом?

- Смотря что понимать под этим словом... Профессионал - это человек, который хорошо знает своё ремесло. Но при этом профессионализм ещё не говорит о мастерстве. Можно всю жизнь быть профессионалом, но так и не стать мастером. Мне в этом смысле повезло, как говорится, все звёзды сошлись (смеётся - Ред.). Хотя сам я критично отношусь к своим произведениям, несмотря на то, что тружусь на этом поприще уже тридцать пять лет!

Творчество - дорогое удовольствие

- С каким материалом, на ваш взгляд, работать сложнее всего?

- Для меня все материалы сложны и просты одновременно. Не важно - будь это камень или металл, песок или лёд. Для художника главное - чувствовать материал, хотя, безусловно, в процессе работы требуется ещё и прилагать определённые физические усилия. Тем более, если речь идёт о скульптуре. Но в то же время я не люблю останавливаться на каком-то одном материале. Как художнику, мне интересно всё новое. Именно поэтому в своё время я взялся за проект ледяного городка, есть задумки сделать нечто подобное из песка.

- Но ведь такие творения недолговечны. Не жаль потраченных усилий?

- Абсолютно не жаль. Ведь для художника больше интересен сам процесс создания того или иного произведения. Кстати, в отличие от других видов искусства, скульптура - это коллективный вид творчества, поэтому очень важно то, с каким человеком ты работаешь в тандеме. Мне повезло - вот уже десять лет мне помогает воплощать идеи в жизнь замечательный скульптор Владимир Фарафонов, в апреле ему исполняется 60 лет... Конечно, сейчас тяжелее стало работать - не в физическом, в творческом плане. Я с теплотой вспоминаю времена Советского Союза - это было благодатное время для художников, музыкантов, артистов. Мы чувствовали некую социальную защищённость, поддержку и поэтому могли позволить себе спокойно творить.

- А сейчас?

- А сейчас творческая интеллигенция никому не нужна. Каждый выживает, как может. Именно выживает, потому что жизнь стала дорогая. Сегодня не достаточно одного таланта или умения, чтобы создать произведение; нужны серьёзные финансовые вливания. Те же материалы - глина, краски - стоят денег, и не малых. А откуда их взять, если искусство по сути своей - не коммерческое предприятие? Кроме того, художнику нужно ещё и семью содержать.

Хорошим людям посвящается...

- Как вы думаете, какое сегодня отношение к современной скульптуре?

- К скульптуре во все времена, не только сейчас, отношение было довольно сложное и весьма неоднозначное. Дело в том, что не каждый человек может воспринимать трёхмерное изображение - это научно доказано. Я считаю, что скульптура - это всё-таки искусство для избранных. Её нужно понимать.

- Сейчас ведётся много споров по поводу установки памятника Победы в Липецке. Говорят, прежде чем объявлять конкурс на лучший проект, нужно было сначала определиться с местом?

- Я тоже так считаю. Общеизвестно, что архитектура - это мать скульптуры, и именно она диктует художнику, каким будет памятник. А не наоборот. Поэтому правильнее было бы, на мой взгляд, пересмотреть итоги конкурса и объявить новый.

- А кому бы вы сами поставили в городе памятник?

- Всем хорошим людям (смеётся - Ред.)! Но скорее даже не памятники, а посвящения. Например, у меня есть замечательный сосед - заслуженный деятель культуры, артист Анатолий Чечелев, вот ему бы я с большим удовольствием что-нибудь такое поставил. Да много у нас замечательных людей. Была бы моя воля, я бы посвящения поставил в каждом дворе. И не только людям, но и животным, и разным изобретениям человечества. Я думаю, это бы украсило наш город. Но, к сожалению, не все идеи удаётся воплотить в жизнь.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах