В ночь с субботы на воскресенье многие православные верующие соберутся в храмах. Кто-то в городе, кто-то в приходской сельской церкви... Придут они для того, чтобы встретить главный праздник православных христиан - Святую Пасху. В эту ночь, говорят священники, верующие как бы противопоставляют себя апостолам, которые долго не верили в чудесное воскрешение Учителя. Те, кто приходит к дверям храма, спешат поклониться Спасителю уже в начале наступающего праздничного дня. И таких, по утверждению ВЦИОМ, становится все больше.
Подтверждают эти данные и орловские приходы. По словам настоятеля храма Знамения, отца Максима СМОЛЯКОВА, число прихожан в его церкви за последние два года увеличилось в разы. Причем все чаще в церковь приходит молодежь. В пасхальную ночь мало кто спешит уйти, едва посмотрев Крестный ход. Большинство остаются до окончания службы и встречают рассвет в храме.
Важнее, чем Рождество
В православной традиции Пасха считается главным праздником. Даже важнее, чем Рождество. "Если Рождество символизирует акт явления Спасителя, то в Христовом Воскресенье заключается акт домостроительства Божия, - рассказывает отец Максим. - В Пасхе сочетается одновременно и явление Спасителя, и его чудесное воскресение. Кроме того, православные верующие более склонны к мистике, нежели, например, католики. Потому и ближе нам тайна Пасхи".
Последняя перед Пасхой неделя Великого поста называется Страстной седмицей. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребения Иисуса Христа. И всю ее христиане должны проводить в посте и молитве. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Учителя с народом и учениками.
Своеобразная кульминация Страстной недели, как рассказал "АиФ в Орле" отец Максим, начинается с Великого Четверга. В этот вечер за всенощной читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.
Великая Пятница - самый строгий день накануне Пасхи. В церкви даже нельзя совершать литургию. "В этот день люди должны осознать богооставленность", - говорит отец Максим. А вечером в Великую Пятницу из алтаря выносится и полагается на середину храма плащаница, иначе говоря, священное изображение Спасителя, лежащего во гробе. Совершается этот обряд в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. Верующие по обычаю прикладываются к плащанице, приходя в храм.
Последний день перед Воскресеньем - Великая Суббота. В этом году она совпадает с Благовещеньем, и потому церковь будет вспоминать сразу два праздника. В субботу на утрене, при погребальном звоне колоколов плащаница обносится вокруг храма "в воспоминание сошествия Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью"...
Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Никее в 325 году н. э. А название "Пасха" является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само слово "пасха" - греческое видоизменение древнееврейского слова "pesah", которое толковалось как "прохождение". Оно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и воскресение Христа совпали с праздником Пасхи, а сам он уподобился невинному ягненку, агнцу, закалываемому по обычаю перед началом этого праздника.
Скрытый смысл известных традиций
Все знают о том, что на Пасху принято дарить крашеные яйца, приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", украшать стол куличами и творожными пасхами. Но многим ли известно, когда пришел этот обычай?
Есть церковное предание, что по вознесении Христа святая Мария Магдалина, путешествуя по разным странам с проповедью о воскресшем Спасителе, была в Риме. Здесь она предстала перед императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе". Так она начала свою проповедь. Первые христиане, узнав о таком простом сердечном приношении, начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова стали друг другу дарить красные яйца. Обычай этот быстро распространился и стал всеобщим.
Почему дарили именно яйца? Происхождение этого символа нужно искать в глубине веков или даже тысячелетий. Древние философы с помощью яйца объясняли происхождение мира. Христианам яйцо напоминает о будущем воскресении после смерти, а красный цвет означает радость спасения. От избытка пасхальной радости христиане взаимно обмениваются при встрече поцелуями, выражая братскую любовь словами: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". Кстати, обычай христосования и одаривания яйцами был отличительной особенностью Руси. В других странах ничего подобного нет и сейчас. Есть у русской Пасхи и еще целый ряд традиций. Например, украшение столов освященными творожными пасхами и куличами. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды - символа Гроба Господня. На боковых ее сторонах изображаются орудия страдания Христа: крест, копье, трость, а также символы воскресения: цветы, проросшие зерна, ростки, буквы "Х.В."
Но самым главным кулинарным шедевром стола всегда был освященный в храме кулич - своеобразный домашний артос, который является обязательным символом пасхального богослужения. Артос - это "всецельная просфора", большой хлеб с изображением креста, который напоминает о жертвенной гибели Спасителя во искупление грехов человечества. Артос помещается на аналое перед иконостасом и стоит до конца Святой недели, а потом разделяется на небольшие кусочки и раздается верующим в храме.