aif.ru counter
25.04.2007 00:00
18

Священный страх Вальпургиевой ночи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 25/04/2007

В Орловской области в селе Верхняя Боевка Урицкого района существует предание. Кто-то верит в него, кто-то с усмешкой отмахивается, называя "бабкиными сказками". Однако в ночь с 30 апреля на 1 мая вряд ли кого-то из селян застанешь на полуразрушенном мосту перед заброшенной церковью. На этом месте, по рассказам местных жителей, появляется... призрак. Еще в позапрошлом веке на этом мосту перевернулась свадебная карета, и красавица-невеста погибла. Вот с тех пор и не дает ее мятущаяся душа покоя сельчанам. А от двора к двору ходят байки, что, мол, с тем, кто видит ее, непременно беда случается...

Святая или ведьма?

Что за дата такая - ночь с 30-го на 1-е? А это и есть та самая ночь, когда главную героиню великого романа Булгакова "Мастер и Маргарита" пригласили на бал. Вальпургиева ночь. Наиболее значительный языческий праздник, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, справляемых ведьмами.

Вальпургиева ночь (название пришло из Германии) представляет собой то же самое, что и Белтан (кельтский праздник любви), или Майский канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в период мрачного Средневековья. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, скорее всего, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста. Но кто именно и почему подарил празднику ведьм свое имя?

Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году, дабы основать здесь монастырь. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Святая пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать в массах. В римском списке святых ее день - 1 мая.

Многочисленные исследователи пытались найти в древних фресках с ее изображением какие-то следы, связавшие бы святую с колдовством. И такие символы дотошные буквоеды все же обнаружили. Например, на одной из фресок Вальпурга изображена на фоне старых лип и холмов. Липы - священные деревья богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, - форпосты мира мертвых. Таких примеров, догадок и домыслов существует еще множество. Так оно или нет - судить не нам. Тем не менее, по представлению некоторых людей, каковые есть и среди наших современников, в канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открываются границы между мирами и нечистая сила всех мастей собирается на свой праздник. Именно отсюда пошла традиция в эту ночь жечь в деревнях костры: пугали и хищников, которые могли разорить стадо, а заодно и нечисть.

Модное увлечение

Интересная тенденция, но вера человека во все загадочное и необъяснимое с веками не то что не сошла на нет, даже наоборот: в последнее время учиться колдовству - весьма модное занятие, откуда ни возьмись появляются всевозможные "тайные" и не очень общества, практикующие магию на разных стадиях, то здесь то там возникают модные в среде молодежи "вампирские тусовки", а многочисленные магазины снабжают доморощенных "оккультистов" необходимой на первых порах атрибутикой и инвентарем.

Кстати, вовсе не обязательно ехать в какую-то дальнюю деревню, чтобы хоть одним глазком взглянуть на заброшенный мост и ведьму. В Орле и своих мостов предостаточно. Взять хотя бы тот, что носит в некоторых кругах символичное название - "мостик самоубийц". Правда, опасаются его только те, кто знаком с историей названия. Некоторые же приходят на пешеходный бетонный мост для того, чтобы "подзарядиться": такие места, по словам знатоков, обладают определенным уровнем энергии.

Наука как религия

Вот что думает по поводу магии и вспышек веры в сверхъестественное кандидат математических наук Михаил ВИННИКОВ, сейчас посвящающий все свое свободное время рациональному обоснованию колдовства: "Наука на сегодняшнем этапе зашла в тупик. В этом и есть главная причина бурного расцвета оккультизма и магии. Ни одна естественнонаучная дисциплина не оправдала тех надежд, которые возлагали на них люди. Науки способствовали значительному повышению материального уровня жизни, да и то далеко не для всех, помогли бороться с некоторыми страшными болезнями. Однако так и не решили ряд не менее важных проблем. Бедность, безработица, гонка вооружений все еще остаются неразлучными спутниками нашей цивилизации. Наука утратила главное - общественное доверие, которым пользовалась в 40-50-е годы. И эта неудовлетворенность, естественно, вылилась в протест. Когда же материалистическое знание отодвигается в сторону, его место всегда занимают религиозные учения и оккультные дисциплины".

Однако есть здесь и другая грань. Технология и наука становятся все более сложными и менее доступными для понимания неспециалистов, а иначе говоря - большинства. "В результате сама наука становится подобием религии, - отмечает Михаил Александрович. - Люди воспринимают подаваемое им знание на веру. И оперируют им как незыблемой истиной, не понимая ни его сути, ни механизма. Так что для многих научные постулаты мало чем отличаются от постулатов Библии. Иначе говоря, вопрос лишь в том, какая именно вера нужна человеку на том или ином этапе исторического развития".

От себя же хочется добавить следующее. Возрождение в наши дни разнообразных древних культов, языческих традиций и т. п. - вопрос очень интересный и неоднозначный. И вполне возможно, что это как раз одно из свидетельств того, как человечество пытается искать дальнейший путь развития, перебирая различные альтернативы. Люди обращаются к корням религиозных верований, вновь открывая забытые ценности.

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество