27

Человек глазами одного фотографа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 16/04/2008

В минувшую среду в военно-историческом музее Орла состоялась встреча будущих студентов-журналистов, работников музея и представителей всех средств массовой информации города с известным фотографом Павлом КРИВЦОВЫМ.

Глазами зрителя

ВЫСТАВКА была посвящена ознакомлению с новой серией "Русский человек, век ХХ, в фотографиях" и явилась своеобразным подведением итогов 37-летней творческой деятельности автора.

В просторном выставочном зале музея уютно расположились фотографии Павла Павловича. Здесь появляются портреты и М.М. Громова - летчика-героя СССР, и писателя Л. Леонова, и простого сельского почтальона... На фото можно увидеть и девушку-крестьянку, лукаво улыбающуюся сквозь ветви яблони, и карапуза, бегущего по вспаханному полю, и шахтеров после рабочей смены, и одинокую старушку, и таинство крещения ребенка, и много чего еще, что нас окружает в повседневной жизни.

Это уже вторая выставка работ фотографа в нашем городе. Будучи белгородцем по рождению, москвичом по месту жительства, Павел Павлович не забывает о своей родине и друзьях, регулярно посещая места своего беззаботного детства и боевой юности, среди которых и Орловский край.

Корреспондент еженедельника "Аргументы и факты в Орле", посетив выставку, побеседовала с Павлом Кривцовым о ее цели, о работе фотографа... и просто о жизни.

Устами автора

- ПАВЕЛ Павлович, скажите, пожалуйста, почему именно в Орле, а не на Белгородской земле вы решили провести выставку своих работ?

- Ну, как вам сказать... Во-первых, и Белгород и Орел считаются городами первого салюта. А во-вторых, с Орлом меня связывает дружба с коллегами-фотографами. Например, с Леонидом Михайловичем Тучниным. Еще в 1975 году, когда я жил в Белгороде, он, так же как и сейчас, помог организовать и провести мою выставку в Орле.

- Ваша выставка называется "Русский человек, век ХХ". А что для вас человек ХХ века?

- Очень сложный вопрос. В нем присутствует все: и ожесточенная ярость, и самопожертвование, и созидание! Вообще-то народ - это океан, а человек - всего лишь маленькая частичка, песчинка. Мне всегда был интересен человек, и на протяжении всей своей жизни я стремился и стремлюсь постичь человеческую сущность.

- Почему же именно черно-белые фотографии?

- Вы понимаете, именно за счет ограниченности цвета через черно-белые фотографии можно передать гораздо больше, нежели через цветные. Дело в том, что, отбрасывая в сторону все цветовое разнообразие окружающего, в черно-белых фото остается сущность предмета отображения. Просто когда человек рассматривает цветное изображение, у него не остается места для полета фантазии и размышлений. И совсем другое дело - черно-белые снимки.

В детстве мы с матерью ездили на луг камыши бить, чтобы было чем топить печь. И вот однажды, отдыхая на снопах, я услышал музыку... Я пошел на звук. Как оказалось, это был всего лишь шелест метелок камышей... Вот с чем я могу сравнить черно-белые фотографии - именно с шелестом камышей!

Кстати, если мы посмотрим вот на это фото... (Павел Петрович прошел через весь выставочный зал и остановился около снимка, на котором изображена девчушка лет тринадцати с вплетенными в косы гвоздиками, озорной улыбкой и огромным значком на летнем платьице. - Прим. авт.) Это репортажная работа. Я находился в центре шествия, посвященного празднованию тысячелетия крещения Руси, и смог "выловить" детское личико, которое стало олицетворением этого празднования. На самом деле это очень загадочный снимок, даже для меня самого.

- А бывали такие моменты, когда вы хотели запечатлеть один фрагмент жизни, а после проявки получилось нечто совершенно другое?

- Конечно же. Чаще всего именно так и получается. Ведь все снимки делаются интуитивно, в режиме, так сказать, быстрого реагирования. Например, вот этот снимок (Павел Павлович уверенно прошагал в сторону еще одного стенда с фото и остановился напротив портрета седого старика, угрюмо взирающего на мир) - это Виктор Петрович Брюханов, директор Чернобыльской АЭС, через несколько месяцев после трагедии. В это время он уже находился в одной из тюрем на территории Украины. По инициативе одного из столичных журналов мне было поручено сделать серию его фотоснимков. Но по каким-то причинам данный материал вместе со снимками не был опубликован. И он так и остался лежать в моем личном архиве. А когда я стал размышлять над тематикой и концепцией этой выставки, то совершенно случайно нашел портрет Павла Петровича. И - о ужас! Я увидел в его глазах всполохи! Возможно, это всего лишь игра цвета, а возможно, его душевные переживания.

Вы понимаете, ведь фотография - настолько загадочная вещь... И чем больше времени проходит, тем интересней она становится.

- И все-таки, Павел Павлович, что для вас самое главное в человеке?

- Душа! И уже потом - глаза как зеркало!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах