В детстве его ругали за то, что он рисует на стенах картины, а мальчик, будто не обращая внимания на замечания старших, повторял отцовские движения. Сегодня его работы находятся в частных коллекциях не только орловских ценителей высокого искусства, но и далеко за рубежом - во Франции, Испании, ЮАР. За день до официального открытия персональной выставки наш корреспондент встретилась с художником Александром КУЗНЕЦОВЫМ.
От настенной живописи до международных выставок
ПЕРВЫМ учителем известного орловского художника Александра Кузнецова был его отец - Валентин Иванович. Еще маленьким мальчиком наш герой копировал рисунки и портретные зарисовки, в спешке сделанные нежной папиной рукой на клочках бумаги и газетных полосах. В связи с кризисом бумажной продукции Саша свои первые картины рисовал на обоях, фанерах... Поначалу за такие детские шалости он получал нагоняй, но позже родители стали замечать некоторую смысловую нагрузку, которую вкладывал будущий преподаватель ОГУ в свои первые работы.
Дома все чаще стала появляться обыкновенная упаковочная бумага. Возвращаясь с уроков, Александр брался за цветные карандаши и вспоминал, чему учил школьный преподаватель Вячеслав Чукин. Тогда мальчика особенно волновала и вдохновляла тема войны 1812 года. Вместе с друзьями (кто-то помогал таскать мешки с песком, кто-то вытачивал пушки) он создавал панорамы военных действий, копируя их с работ, находящихся в музее-диораме. До сих пор эти военные мотивы возвращаются и будоражат сознание уроженца Урицкого района. Все детские рисунки, масштабные панорамные проекты и по сей день хранятся в отчем доме и в мастерской художника.
По окончании школы Александр два года учился в Московском заочном народном университете искусств и уже в 1975 году поступил на художественно-графическое отделение Орловского педагогического института (ныне ОГУ). Защитив на "отлично" дипломную живописную работу-триптих "В блокадном Ленинграде" (под руководством Юрия Дышленко), остался работать в качестве преподавателя-ассистента. Правда, педагогическая деятельность прервалась на два года: молодого художника призвали в ряды Советской Армии. Окончив службу, он вернулся к студентам и с 1984 года стал руководителем офортной мастерской при институте.
С 1981 года работы орловского художника Кузнецова выставляются в Центральном доме художника в Москве, в выставочных залах Тбилиси и Воронежа. В 1990 году он становится членом Союза художников СССР, проходит стажировки в столице и открывает персональные выставки. А в 1998 году работы Александра Валентиновича едут в Швейцарию, где участвуют в выставке "ПРОМИ-АРТ". Спустя два года картины выставляются в Германии.
Коммерция против творчества
ВДОХНОВЕНИЕ к орловскому художнику всегда приходит по-разному. Источником может быть и волшебный сон, и прочитанный рассказ, и события, происходящие в стране. Например, серия офортных работ, представленных на выставке в этот раз, наполнена отголосками социальных событий недалекого прошлого.
Центральным образом картин Александра Кузнецова нередко выступает ангел. Но для него это не мистическое существо в буквальном смысле, а что-то более земное: "В них вложена жизнь человека, находящегося в мире добра и зла, преодолевающего сложные жизненные ситуации", - рассказывает художник. Во многом прототипом картин с ангелами стала "Сказка" его любимого писателя Леонида Андреева.
Одна из главных тем в картинах Александра Валентиновича - любовная. Причем это нежное чувство обращено и к природе, и к человеку, и к конкретному женскому образу, и к собирательному. Каждый зал сегодняшней выставки члена Союза художников имеет свою тематическую направленность: одни картины наталкивают на философские размышления о смысле бытия, другие вызывают ностальгические воспоминания о детстве. На вопрос, есть ли у него собственная любимая картина, Александр Кузнецов задумчиво отвечает: "Наверное, та, которую я еще не написал". Обычно художник "привязывается" к полотну в процессе работы над ним. Но проходит какое-то время, и когда-то близкую по духу работу он начинает оценивать в первую очередь с точки зрения техники и мастерства.
В разговоре мы коснулись и темы так называемой "мостовой живописи". Кто-то ругает однотипные и зачастую откровенно бездарные картины, выставленные на всеобщее обозрение и на продажу в районе Александровского моста, кто-то их покупает... Александр Валентинович к подобному "искусству" относится довольно критично, но в то же время и снисходительно: "Что тут скажешь, если художники считают, что такое стоит выставлять. С другой стороны, у нас свобода выбора, ведь кто-то покупает, значит, это нужно. Для некоторых картина стоимостью 500 рублей - дорого, а другие относятся к ней просто как к практичной вещи: ну, повисит полгода, заменим...".
Для самого Александра Кузнецова проблемы выбора между коммерческими проектами и творческими не существует. Он не любит повторять свои работы, так как считает это обманом. "Это очень тяжело... Просто порой не удобно отказать. Да, речь не идет об офортных картинах - они все-таки тиражные. Но с технической точки зрения и в этих сериях есть свои непохожие детали", - рассказывает художник. И даже выполняя портретные работы на заказ, он не опускается до конъюнктурности. Да, кому-то может не понравиться анатомическая морщинистость лица, зато другие отметят зеркальную точность.
Не только художник
ПО МНЕНИЮ орловского художника, искусство живописи и графики в нашей области, несомненно, развивается. Сетует он только на то, что организовать выставку, будь то персональная или коллективная, довольно сложно. Даже в областном выставочном центре (где проходит его выставка сейчас) все дни и недели расписаны на год вперед. В музеи же руководство приглашает только тех, кто им интересен...
В идеале, по мнению Кузнецова, у каждого художника должна быть своя мастерская, а городские жители не должны отвлекать расспросами. "К творческим натурам город должен относиться с пониманием!" - призывает Александр Валентинович.
Основные вдохновители Александра Кузнецова - супруга Лоллита и дочери Ольга и Дарина. Во многих его картинах прослеживается семейная тематика. Произведения орловского художника хранятся в частных коллекциях ценителей искусства из Германии, Америки, США, Австрии, ЮАР, Франции, Испании и других стран, а также в Белгородском государственном художественном музее, Орловском краеведческом музее и областном музее изобразительных искусств. Но Александр Валентинович не только известный художник. Заядлый грибник, огородник, рыболов и бард, он своими руками построил небольшой дачный домик в родной деревне Сосково, где теплыми летними или морозными зимними вечерами, сидя у камина, встречает своих лучших друзей.