Встречи коллектива ОАО "Орёлоблгаз" с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками немецких лагерей и тружениками тыла - пенсионерами, работавшими на предприятии, давно стали традицией. Правда, на очередную встречу смогли приехать не все.
Всегда вместе
Алексей Александрович ЧУРЛЯЕВ с трудом, при помощи костылика, передвигается по квартире, но пиджак с боевыми наградами всё же надел.
- Видите, навестили нас - гвоздички привезли, подарки... не забывают. Я и сам бы с удовольствием поехал на праздник в облгаз, но ноги болят.
Алексей Александрович - участник Великой Отечественной войны, награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, многими медалями. Уволившись из армии в запас, работал в райвоенкоматах, затем мастером технического контроля в "Орёлоблгазе". Здесь же трудилась и его супруга Раиса Васильевна. Она всегда рядом - вместе, ещё детьми, до войны собирались на завалинке в деревне Колосовка, что недалеко от Ельца, вместе пережили самую большую утрату - смерть дочери, вместе радовались рождению внучек и правнука.
На фронте был командиром взвода. Немцев не боялся и назад не оглядывался. Однажды на его глазах был убит командир батальона. Молодой боец не растерялся, начал преследовать фашистов - одного из них убил, другого взял в плен. За этот подвиг был награждён орденом Красной Звезды.
Лагерный след в душе
Антонине Емельяновне КИМ 85 лет. Перед торжеством она приходит в парикмахерскую, чтобы сделать причёску. Для неё такие встречи - главные события года. Соседи удивляются: куда, мол, старушка такая "расфуфыренная" собралась? А тут ещё и машину за ней прислали... А Антонина Емельяновна, сбросив два-три десятка лет, забыв про болезни, спешит в "Орёлоблгаз". Здесь долгожданная встреча с подругами и коллегами, торжественное собрание, праздничный приём и, конечно, воспоминания о былом.
Своё двадцатилетие Тоня отметила в поезде в июле 1945 года - вместе с орловскими подругами она возвращалась из немецкого лагеря домой. В Орёл приехала поздно вечером. Шла по тёмным улицам разрушенного города. От волнения "в горле стоял ком", недалеко от дома встретила знакомых девчонок, те сказали, что её родители живы, а у сестры родился ребёнок. Значит, не обманула гадалка в поезде, что в её доме - новый человек!
Началась новая мирная жизнь. Номер, который был присвоен ей как узнице немецкого концлагеря, убрали в орловской больнице. Врачи сделали всё аккуратно - даже не было больно, но след от лагерного номера на левой руке несоизмерим со следом, оставленным войной в её душе.
- Мне повезло: надо мной никто не издевался так, как было со многими другими. А рядом с нашим бараком стоял крематорий, где сжигали русских людей. Это было страшно...
700 граммов - за 20 часов в сутки
Тамара Сергеевна ВЕТРОВА помнит освобождённый и разрушенный Орёл.
- В 44-м году я пошла работать на железную дорогу из-за куска хлеба - там давали на 200 грамм больше, чем в городе.
Ей не было и 16 лет, работала в ночную смену - с 8 вечера до 8 часов утра, а потом надо было идти "на развалины" - восстанавливать паровозное депо. Ежедневно работала по 20 часов в сутки.
- А после смены все шли в вагончик, где по карточкам давали положенные 700 граммов хлеба.
Надо помнить!
Генеральный директор ОАО "Орёлоблгаз" Михаил МЕЖНЕВ приветствует ветеранов и обращается к работникам предприятия:
- Надо всегда помнить, какими жертвами досталась Победа 65 лет назад. Около 27 миллионов потерял советский народ на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу, многие умерли от ран. Люди, которые сидят перед вами, пережили не просто войну и "лихолетия" тыла, но и после войны жизнь была не очень сладкой. Сегодня у нас присутствуют: Козлова Людмила Григорьевна, которая работала заместителем главного бухгалтера, Ким Антонина Емельяновна, сторож управления; Ветрова Тамара Сергеевна работала заведующей складом, Кривошеева Маргарита Ивановна - старшим экономистом. К сожалению, по состоянию здоровья не смогли приехать Шведова Нина Денисовна, Чурляевы, Булгакова Анна Евдокимовна и Иванова Зинаида Дмитриевна. Всех их мы навестили дома, вручили продовольственные наборы и денежные премии.
На праздник к орловским газовикам был приглашён председатель областного Совета Орловской общественной организации ветеранов Николай КУТУЗОВ.
- На территории нашей Орловской области в 43-м году с 12 июля по август месяц каждый день при освобождении города Орла погибало 12 тысяч красноармейцев. И наша земля стала пухом для 250 тысяч наших соотечественников. Поля, обильно политые кровью, теперь дают по 200 пудов урожая. Земля как бы благодарит своих освободителей. И за штурвалами современных машин сидят внуки и правнуки тех победителей. И значит - будет хлеб, и жизнь продолжается!
Чудом уцелели
Маргарита КРИВОШЕЕВА работала в облгазе со времени его открытия. Помнит, как чистили и благоустраивали дворы, где раньше располагались мастерские стройуправления, как разбивали клумбы.
- Это счастье, что нас помнят, всегда поздравляют и приглашают в родной горгаз! Спасибо Михаилу Александровичу и его помощникам за такое внимание! Мы благодаря этим встречам "молодеем" и чувствуем себя нужными.
Маргарите Ивановне сейчас 75 лет. В войну она была ребёнком, но страшные картины детства врезались в её память навсегда.
- В 42-м году мне было лет 8. Отца на фронт взяли, брат - только родился. Мама - учительница, и жили мы при школе в селе Галуниново Новосильского района. А у школы - красивые аллеи, посаженные когда-то князем Голициным. К нам партизаны иногда приходили, учителя передавали им продукты. А тут - немцы в деревню "пожаловали", заняли школу, выставили пушки в окна и вели бой. А "наши" были у реки Раковка. У мамы на руках - маленький мой годовалый братик. И нам пришлось целые сутки с немцами сидеть. Все вещи у нас были в подвале, я пошла за раскладушкой, а у входа стоит немец и наган держит, говорит: "Партизанин!" На моё счастье шла учительница и спасла меня: "Никакой это не партизан - это моя киндер". Утром они говорят: "Русский солдат - бум-бум", мол, русский солдат будет бомбить школу, уходите. И мы пошли через парк на Зушу. Соседнюю деревню немцы спалили, выгнали жителей, а потом всех нас в поезда посадили и увезли. Так мы попали в немецкий лагерь в Белоруссии.
Реликвия любви
Война коснулась своим чёрным крылом каждой семьи. Для Михаила Межнева Великая Отечественная - особая тема, свои воспоминания и переживания. Наверное, потому и уделяет он столько внимания ветеранам акционерного общества.
- Мы - русские люди и должны знать о себе и о том, что было до нас. У меня отец-фронтовик, мать - в оккупации была. Я родился после войны, и я знаю всё по их рассказам. Отец воевал с 22 июня 41-го и по 9 мая 1945 года, дважды был ранен, войну закончил в Кёнигсберге. Мой брат заикается до сих пор, потому что бомба взорвалась рядом, у мамы брат погиб, потому что разминировал снаряд после войны...
В семье Межневых бережно хранятся фотографии военных лет. А вместе с ними и семейная реликвия - пожелтевшая от времени газета, которой уже 68 лет. Именно она дала силы Анне Межневой жить и ждать любимого с долгой войны.
- Мама жила во Мценском районе, а отец уже был кадровым военным, служил на белорусской границе. И когда началась война, почти полгода об отце не было вестей - жив ли он. И вот в её руки попала фронтовая газета, датированная декабрём 41 года, где было написано, что политрук Межнев Александр Филлипович награждён орденом Красной Звезды. Тогда она и узнала, что отец жив!
А за несколько дней до 65-летнего юбилея Победы, рассматривая старый фотоальбом, Михаил Александрович неожиданно для себя прочитал на обратной стороне маленького расплывчатого фото такие строки: "сестре Ане от брата Вани. 8-V-45 г., Дрезден".
- Это брат моей мамы, Иван Дмитриевич Русанов. Много лет я видел фотографию, но на дату не обращал внимания. А ведь это - последний день войны!
Теперь для Михаила и его супруги эта фотография приобрела новый смысл. И победный майский день сорок пятого года стал на 65 лет ближе и для него, и для его пока ещё маленьких внуков... Общий и очень личный праздник семьи - День Победы!
Смотрите также: