Лето - пора отпусков, а отнюдь не дорогостоящих покупок. И чтобы привлечь клиентов, магазины идут на различные хитрости, начиная от льготных скидок, заканчивая - разнообразными акциями. И многие белгородцы клюют на дешевую наживку. Правда, после того как первый ажиотаж спадает, они сами не могут ответить на вопросы, зачем им два пылесоса, что делать с кривым изображением телевизора и почему не работает новая стиральная машина?!
О том, как подстраховать себя от неприятных последствий некоторых покупок, наш сегодняшний разговор с независимым экспертом по электротехнике Маратом Вагизовым.
Прошла любовь - расторгни договор
При поломке оборудования, стоящего на гарантии, потребитель, конечно, первым делом обращается в магазин, где товар приобретался. И здесь ему могут предложить простую схему: вы отдаете аппаратуру в наш сервисный центр для определения причины нерабочего состояния. А уж потом будет видно, что с этой аппаратурой делать...
- И самое интересное, - говорит Вагизов, - что многие потребители именно так и поступают. Но у сервисных центров нет лицензии на проведение экспертизы. И их заключение - всего лишь бумажка, не имеющая никакой юридической силы. А если клиент, скажем, отдает им свою неисправную аппаратуру, значит, автоматически соглашается на ремонт.
Согласно ст. 28 Закона "О защите прав потребителей" гарантия даёт возможность клиенту поменять неисправный товар на аналогичный. Или расторгнуть договор купли-продажи и получить назад свои деньги в полном объёме.
Для этого достаточно заявления на имя директора той торговой точки, где была совершена покупка. Деньги обязаны возвратить в трехдневный срок. А вот для обоснования расторжения договора требуется заключение эксперта.
- Клиент имеет право присутствовать при проведении экспертизы, - продолжает Вагизов, - он может сам выбрать организацию, имеющую лицензию на подобный вид деятельности. Стоимость экспертизы - от пятисот до полутора тысяч рублей - оплачивает из своего кармана заказчик. Но в случае подтверждения его невиновности в поломке аппаратуры, эти деньги возвращает магазин.
Эксперту вполне достаточно определить, что внешних повреждений товара нет, пломбы на нем не вскрывались, влага внутрь не попадала и т.д. То есть полностью исключить человеческий фактор вмешательства. Остается - заводской брак...
Если и после заключения экспертизы магазин продолжает упорствовать, путь один - суд. При наличии соответствующей экспертизы судебные органы несомненно примут решение в пользу потребителя.
Весит больше - везет магазин
Помимо времени гарантийного обслуживания, магазин еще в течение года отвечает за качество проданной аппаратуры. Некоторые скрытые заводские дефекты могут проявиться и в течение следующих 12 месяцев. Правда, человек ремонтирует технику уже за свой счет. Но в том случае, если ремонт по какой-то причине оказывается невозможным, магазин обязан вернуть деньги обратно.
Согласно тому же закону о потребителях, товар весом больше 10 килограммов должен доставляться домой к клиенту (или в ремонтную мастерскую) силами самого магазина. В случае поломки, вполне достаточно позвонить в торговую точку и поставить реализаторов в известность о необходимости проведения ремонтных работ.
Но чтобы требовать соблюдения всех юридических тонкостей, нужно самому придерживаться букве Закона. Прежде чем подписывать договор при сдаче техники в ремонт, не забудьте внимательно ознакомиться со всеми пунктами этого договора. Например, один покупатель даже не знал, что мелкими буквами в конце его договора стояла следующая строка: гарантийный ремонт телевизора осуществляется в течение 6 месяцев. Полгода его "Самсунг" и ремонтировали. Все точно по договору.
Доверие дорогого стоит
Хороший качественный телевизор с диагональю 54 дюйма не может стоить дешевле 300 долларов, считает Вагизов. Больше всего возвратов происходит с дешевыми аналогами известных марок телевизоров производства калининградской компании "Телебалт". К этим производителям претензий вообще очень много - начиная от недокомплектации телевизоров, заканчивая некачественной сборкой. В своеобразном "черном списке" у ремонтников и продукция белорусских производителей "Витязь" и "Горизонт". Недавно один "Витязь", проработав всего несколько месяцев в квартире счастливого обладателя "чудо-техники", в прямом смысле слова сгорел синем пламенем. Причем это самовозгорание точно произошло без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил.
Прежде чем вы соберетесь приобретать дорогостоящую электротехнику, не сочтите за труд заглянуть на официальный сайт фирмы-производителя. И посмотрите, точно ли в это время здесь выпускалась такая-то продукция. А не то ваш "фирменный" телевизор окажется сделанным где-нибудь совсем неподалеку от родного дома...
Качественные товары не удешевляются
Один покупатель купил в магазине стогерцовый телевизор за 18 тысяч рублей. Не успел нарадоваться покупке, как друзья его огорошили: это пятидесятигерцовый телевизор, в нем нет функции "стоп-кадр" и специальных разъемов, характерных для данной модели. Цена такого ТВ как минимум в два раза меньше. Оказалось, что в магазине перепутали ценники. И целая партия телевизоров "ушла" по двойной цене.
- Но обратился по поводу экспертизы только один человек - тот самый мужчина, - говорит Вагизов, - значит, остальные белгородцы остались вполне довольными своей покупкой...
Во время всевозможных акций магазины чаще всего стараются избавиться от залежалого товара, предлагая два пылесоса в одни руки или три электроплиты по цене одной. Себестоимость этой аппаратуры очень низкая, качество - еще ниже. Как показывает практика, хорошие вещи на распродажу не выставляются.
Торговые точки порой норовят под шумок спихнуть и другие, не пользующиеся спросом товары.
Получив бесплатную микроволновку вдобавок к основной покупке, один мой знакомый с удивлением увидел в кассовом чеке еще какие-то 200 рублей.
- А это еще за что? - поинтересовался он.
- Это чистящее средство,- широко улыбнулся продавец, - в нагрузку за микроволновку.
Так что, если вы не хотите, чтобы вас "грузили", лучше знайте свои права.