Сегодня выбрать качественный товар за приемлемую цену в воронежских магазинах – сродни волшебству.
Что нужно знать, отправляясь за покупками, почему на прилавках полно фальсификатов, и как отстоять свои права? Об этом и многом другом в преддверии Дня защиты прав потребителя, который отмечается 15 марта, мы говорим со Светланой Андреевой, председателем Воронежской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей».
Куда летят цены?
– Из–за роста цен у общественников, наверное, прибавилось работы? Каких нарушений стало больше?
– Есть ли нарушения, характерные для Воронежской области? Может, какие–то наши производители не честны к покупателям?
– Знаете, почему народ всегда призывают покупать продукты местного производства? Да потому что производитель на своей территории старается продать более качественный товар. В своём регионе ему совестно добавлять в продукцию пальмовое масло. А вот там, где его не знают, можно продать и Бог знает что. Например, колбасу, в которой мясом и не пахнет.
По минному полю
– Сейчас обсуждаются поправки в Закон о защите прав потребителя. Например, прозвучало предложение о том, что нужно соблюдать баланс интересов покупателей и продавцов. Как вы считаете, к чему это приведёт?
– На мой взгляд, это просто нереально. Современный продавец стремится всякий, даже не самый качественный товар, продать подороже. И пока он так подходит к своей работе, ни о каком балансе говорить не приходится. Этот «баланс», по сути, подразумевает более мягкое наказание для продавца. Но это не справедливо по отношению к покупателю. На рынке правила устанавливает продавец, покупатель может лишь купить или не купить. В таких условиях, конечно, последний имеет полное право рассчитывать на то, что приобретённый товар будет качественным. А за нарушения нужно наказывать как можно жёстче.
– Чтобы другим неповадно было?
– Именно так! Тем более что это работает. Приведу пример. Несколько лет назад к нам обратилась женщина, которая купила некачественную шубу – дело было в конце сезона, поэтому несколько месяцев покупка провисела в шкафу. Когда её достали из шкафа следующей зимой, оказалось, что вся она поползла. При этом шуба была дорогая – около 90 тыс. рублей. Суд шёл долго, опросили семь свидетелей. И в результате судья принял решение: 250 тыс. рублей в пользу истца. В сумму вошли пеня, неустойка, судебные издержки, стоимость самой шубы.
Это было пять лет назад, но с тех пор с ярмарки на Донбасской, а именно там и купили злополучную шубу, прекратились все жалобы. Теперь тамошние продавцы удовлетворяют самые капризные требования покупателя с первого раза. Был даже случай, когда женщина попыталась вернуть шубу, потому что обновку раскритиковал муж, продавец отказался, но когда в магазине появился хозяин и узнал о просьбе покупательницы, то догнал её, забрал шубу и вернул деньги. Потому что знает, как наказали его коллегу по цеху.
– Какие изменения вы бы сами внесли в закон?
– В первую очередь, ввела бы понятие фальсифицированных, контрафактных товаров. Сейчас в законе его нет, в итоге страна заполонена подделками – шьют где–то в подвале, а выдают за Италию или Францию. Для нас вполне нормальна ситуация, когда дешёвый товар продают за баснословные деньги. И это нужно прекратить! Что касается высокотехнологичных товаров, то их ремонт по гарантии должен проводиться незамедлительно, а не в течение 45 суток, как делают сейчас.
Также я бы ужесточила требования по качеству товаров. От ГОСТов мы отказались, но ни к чему хорошему так и не пришли. Ещё хотелось бы, чтобы в новой редакции были расширены полномочия органов местного самоуправления.
– Как среди контрафакта распознать качественный товар?
– Чем шире информация на упаковке – тем больше доверия. Должны быть документы: чек, гарантийный талон, информация об изготовителе, импортёре. А вообще по магазину сегодня надо ходить как по минному полю – тщательно осматривать всё, что берёшь, читать, проверять сроки годности.
Не верьте на слово
– В последнее время покупатели стали грамотней или по–прежнему «стесняются» отстаивать свои интересы?
– Людей, которые отстаивают свои права, становится больше. Недавно был круглый стол с продавцами мебели, и на него пришёл представитель иногородней компании, которая только осваивает воронежский рынок. Так вот, он говорил о том, что у нас «чересчур грамотные потребители» – если доставка на два дня задержалась, то они требуют неустойку! Это большой комплимент нашей работе!
Но по–прежнему много и тех, кто предпочитает «не связываться». Это в корне неверно – если вы однажды позволили себя обмануть, то в следующий раз вас обманут ещё больше! Никогда не слушайте увещеваний продавцов! Не соглашайтесь ждать, а сразу пишите письменное заявление в двух экземплярах. Один из них вы оставляете себе, второй отдаёте продавцу и просите его расписаться, что он принял заявление, если отказывается – оставляйте заявление на прилавке, а на своём экземпляре пишите: «Вручено, от подписи отказался». Не верьте продавцу на слово – это филькина грамота, перепроверяйте информацию, не принимайте за чистую монету то, что пишут в Интернете – они там сами себя нахваливают. Чем грамотнее и увереннее будут потребители, тем сложнее будет их обмануть.